Наталья Баер
РППС для осуществления ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения в быту, социуме и природе совместно с взрослыми, которые выступают для ребенка примером для подражания.
Публикация «РППС для осуществления ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» январь 2023
Поэтому, когда встал вопрос о выборе приоритетного направления в нашем детском саду, вопрос был решен – Мир Без Опасности.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач нашего дошкольного учреждения.
В эту работу включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети, педагоги, родители.
Цель работы является ознакомление воспитанников с правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта и формирование ценностей здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью.
Работа с детьми включает в себя формирование у детей представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях и воспитание навыков адекватного поведения в различных неординарных ситуациях через тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, плакатов, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры и т. д.
Работа с родителями носит профилактическую направленность и может осуществляться в виде консультаций, проектной деятельности, проведение родительских собраний; оформление информационных уголков (папки-передвижки, консультационные папки, памятки, буклеты и т. п., вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования.
Работа с педагогами строится на изучении нормативно-правовых документов (локальных актов, инструкций по технике безопасности) для повышения профессиональной компетенцию по вопросу формирования основ безопасности жизнедеятельности; проводятся педсоветы, деловые игры, создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды во всех возрастных группах, отвечающей современным требованиям и задачам формирования культуры безопасности.
Обязательным условием для реализации задач, направленных на формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности, является создание необходимой развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Организация развивающей среды с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала и должна быть доступной (доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс и свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности).
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Все предметы расположены на доступном для детей уровне.
Создавая и моделируя предметно-развивающую среду, необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснованная во ФГОС дошкольного образования подтолкнула нас на усовершенствование РППС по профессиональному ориентированию и ознакомлению детей с профессиями в нашем детском саду.
Педагогами ДОУ в группах создана соответствующая развивающая предметно – пространственная среда, при проектировании которой мы учли следующие принципы: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности, которую мы каждый год пополняем и меняем в соответствии с возрастной категорией детей. Оформлены специальные центры по ознакомлению детей с трудом взрослых с игровыми модулями, с соответствующим наглядным материалом, дидактическими играми, сюжетно-ролевыми играми.
Для создания игровой среды по профориентации детей старшего возраста в нашем детском саду были изготовлены напольные ширмы.
Напольная ширма является интересным интерьером в группе, а также соответствует требованиям ФГОС, предъявляемой к развивающей предметно пространственной среде группы.
Основное преимущество ширм в том, что они легкие, дети могут самостоятельно перемещать их по группе. Ширма безопасна, легко трансформируема, привлекает детей яркостью, необычностью, разнообразием содержания.
На одной стороне ширмы нашиты карманы-органайзеры, которые обеспечивают доступность мелкого игрового материала и выполнят функцию временного хранения. На обратной стороне ширмы с помощью липучек, лент и прищепок можно закрепить иллюстрации, фотографии, рисунки для создания сюжета или рассматривания и обсуждения.
Ширма может использоваться как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности детей. Варианты использования ширмы в сюжетно- ролевой игре представлены в нашем видео. Например, ширму используем как лепбук – в кармашках кроме атрибутов в отдельных конвертиках находятся различные задания и дидактические игры по ознакомлению с профессией.
В связи с выбранным приоритетным направлением деятельности нашего детского сада – безопасность мы сделали акцент на таких сюжетно-ролевых играх, как «Пожарные», «МЧС», «Больница», «ГИБДД», «Интернет-кафе», «Банк», «Экологический патруль», «Салон красоты»
Играя в Пожарных, дети смогли проникнуться атмосферой настоящего пожара, примеряли на себя роль пожарного и попавших в беду людей. Ребята проявили такие качества как смелость, решительность, ловкость, силу и мужественность. Эта игра помогла научить детей правилам пожарной безопасности и получить массу невероятных эмоций, почувствовав себя героями спасая других, закрепили знания о причинах возникновения пожара.
Проигрывая игру «МЧС», ребята научились не только оказывать медицинскую помощь, но и проводить аварийно-спасательные работы. Они помогали людям, попавшим в трудную ситуацию: открыть дверь, снять кошку с дерева и т. д.
В условиях группового помещения мы с удовольствием играем в сюжетно – ролевую игру «Больница». Эта игра приблизила мечту мальчиков и девочек стать врачами максимально близко. Ребята познакомились с такими профессиями как стоматолог, кардиолог, хирург, педиатр, медсестра, фармацевт, диетолог. Надев костюм врача, и достав из карманчиков медицинские атрибуты, дети смогли в игровой форме узнать много полезных приёмов как помочь «больному» и самому не заболеть, запомнили названия медицинских инструментов, поняли, что таблетки не конфетки, какие полезные и вредные продукты существуют для здоровья. У детей сформировалось чуткое, внимательное отношение к заболевшим пациентам.
Во время сюжета я могу подсказать ход игры «Посмотри, Алеша, к тебе пришли еще пациенты», постепенно фиксирую внимание детей на сходство их действий с действиями взрослых. Так я формирую у детей начальные навыки ролевого поведения, умению связывать ряд действий с названием роли и атрибутами, необходимыми для этой роли: халаты, инструменты, лекарство.
Нашим детям понравилось играть в сюжетно – ролевую игру «ГИБДД, автомастерская». Эта игра помогла мальчикам и девочкам попробовать себя в роли водителя, автомеханика, заправщика, пешеходов. В результате все участники этой игры научились соблюдать правила дорожного движения, закрепить правила безопасного поведения на заправках.
На территории детского сада размечен перекресток, тротуар, пешеходный переход. Для отработки практических знаний используются детские велосипеды, переносные дорожные знаки, стоит настоящий светофор.
Родители моих воспитанников активно и с увлечением принимают участие в изготовлении атрибутов для сюжетно – ролевых игр, наши семьи поучаствовали в создании видеоролика по ПДД для детей, который есть на сайте детского сада, получили 1 место в номинации «Семейный челленджПДД174» в городской акции по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в 2022 году.
В прошлом учебном году получили 3 место в городском фестивале-конкурсе «кем быть?» с сюжетно-ролевой игрой «МЧС всегда поможет»
Сейчас я веду кружковую работу со своими ребятами по теме «в городе профессий», где продолжается ознакомление с профессиями через различные виды деятельности, в т. ч. через сюжетно-ролевые игры.
В этом учебном году внедряю проект «Посткросинг», где мы с ребятами из других городов обмениваемся информацией различными способами (письма, рисунки, открытки, видео-сообщения) на различные темы, в том числе и на темы «Профессии моего города» и «Мир безопасности».
Проведённая нами работа по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей, посредством вовлечения детей в сюжетно – ролевую игру, показала положительный результат – наши воспитанники стали более осторожными дома, в общественных местах, на природе, знают правила поведения на проезжей части и даже делятся своими знаниями с друзьями.
В заключении необходимо сказать, что деятельность нашего ДОУ по формированию у воспитанников основ безопасности жизнедеятельности остается актуальной, система работы постоянно совершенствуется. Педагогические работники осознают, что только систематическая, планомерная, комплексная работа способствует формированию у детей дошкольного возраста представлений о правилах безопасного поведения, умений применять их в различных ситуациях.
Правильно созданная РППС, является эффективным условием реализации задач по ранней профориентации детей, стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности ребенка, обеспечением развития возможностей детей, эмоционального благополучия, а так же позволяет углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия. Мы надеемся, что именно наши ребята не ошибутся в выборе будущей профессии.