Надежда Петецкая
Игровой проект «Сказочная полянка» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сказочная поляна»
(Для детей 3 – 4 лет)
Тип проекта :
• По составу участников – групповой (дети, родители, педагоги).
• По целевой установке – ролево-игровой.
Вид проекта : игровой.
Возрастной диапазон: 3-4 года.
Участники реализации проекта : воспитанники 2 младшей группы.
Срок работы по проекту : ноябрь-декабрь.
Введение
Актуальность:
Темочки:
Одним из эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованная игра. В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.
В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Постановка проблемы:
Наблюдения за детьми младшей группы показали, что они с удовольствием перевоплощаются в лисичек, медведей, кошечек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока еще не могут. Они лишь подражают животным, копируют их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу.
Дефицит восприятия театрального искусства и опыта совместной деятельности в жизни детей, не сформированные умения детей в актерском мастерстве, неумение родителей совместно играть с детьми способствовало выбору темы нашего проекта.
Результаты диагностики показали, что дети проявляют малый интерес к театрализованной деятельности, слабо владеют выразительностью речи, способностью понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё, умением вживаться в создаваемый образ и использовать мимику, жесты, движения. Поэтому я поставила перед собой
Цель: привлечь родителей к сотрудничеству в совместной театрализованной деятельности; пополнить развивающую предметно – игровую среду
Задачи:
Побуждать интерес детей и взрослых к театрализованной деятельности.
Прививать детям первичные навыки в области театрального искусства (мимика, жесты, поза, движение, голос). Развивать речь, воображение и мышление детей.
Привлечь родителей к сотрудничеству в развитии у детей интереса к театрализованной деятельности и оснащению развивающей предметно-пространственной среды.
Методы и приемы работы: чтение художественной литературы, игры и упражнения, совместная театрализованная деятельность, инсценировка песен, попевок, хороводов, рассматривание иллюстраций, игра-драматизация.
Ожидаемые результаты:
Проявляют устойчивый интерес к театрализованной деятельности.
Дети пользуются настольным и пальчиковым театром, участвуют в играх-драматизациях.
Дети умеют передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи, мимикой, жестами.
80% родителей примут участие в образовательных мероприятиях и в пополнении развивающей предметно – пространственной среды группы (театрального уголка).
Для достижения максимального результата по развитию театрализованной деятельности, необходима целенаправленная работа, которая осуществляется как целостный педагогический процесс в разных режимных моментах в течение дня ежедневно, включается в любую образовательную деятельность; в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (в работу различных студий и кружков, в содержание праздников, развлечений и досугов); осуществляется в самостоятельной деятельности детей и предполагает поэтапную организацию.
Свою практическую работу построила поэтапно по 3 направлениям
Деятельность в рамках проекта
Работа с детьми Работа с родителями Оснащение развивающей предметно – пространственной среды
1 этап
• Мониторинг знаний и умений детей (Приложение 1)
• Беседа с детьми «Кто показывает сказку?»
• Посещение театральной постановки «Волк и козлята», показанной детьми старшей группы • Анкетирование родителей «Играете ли вместе с детьми в театр» (Приложение 2)
• Информационный стенд «Театр и дети»
• Совместное обсуждение и составление плана реализации проекта • Анализ состояния театрально-игрового уголка группы
2 этап
• Уроки театрального мастерства (Приложение 3)
• Пальчиковые этюды (Приложение 4)
• Подвижные игры с элементами драматизации «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой» и др.
• Комплексы тематических утренних гимнастик («Курочки», «Козонька рогатая», «Медвежата», «Звериная зарядка» и др.) (Приложение 5)
• Ежедневное чтение детской литературы
• Прослушивание звукозаписей детских сказок, стихов, песенок, потешек и разыгрывание («Пошел котик на торжок», «Кисонька-мурысенька» и др.)
• Дидактические игры сказочной тематики (Приложение 6)
• Игры–драматизации совместно с воспитателем «Репка», «Колобок», «Волк и козлята», «Курочка-рябушечка», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Матросская шапка» А. Барто
• Инсценирование фрагментов сказок
• Разучивание текста, действий по сказке «Рукавичка»
• Посещение кукольных театров в ДОУ
• Рассматривание иллюстраций к художественным произведениям: р. н. сказкам, песенкам, потешкам, стихам
• Раскраски по мотивам сказок • Папка-передвижка «Театрализованная деятельность в детском саду» (Приложение 7)
• Мастер-класс «Мой домашний театр» (обучение родителей способам обыгрывания разных видов театров в домашних условиях)
• Мастер – класс семьи Саши С. Игра – драматизация «Сказка о глупом мышонке»
• Привлечение родителей в работе по этапам подготовки театрализованной постановки по сказке «Рукавичка»
• Посещение театрализованных постановок с родителями
• Показ родителями кукольного театра по сказке «Колобок»
• Проведение родителями игр-этюдов с детьми
• Участие родителей в Новогоднем утреннике и других мероприятиях группы и ДОУ • Подбор упражнений и театрализованных игр для создания картотеки
• Приобретение костюмов и пошив элементов костюмов (шапочки, жилетки, штанишки и др.)
• Изготовление декораций к сказке «Рукавичка»
• Изготовление фигурок настольного, пальчикового театра из бросового и подручного материала к сказкам и потешкам (фанера, бумага, пряжа и др.)
3 этап
• Участие детей в фестивале ДОУ «Театральный калейдоскоп» с показом сказки «Рукавичка» • Показ родителями театрализованной постановки «Репка» (на новый лад) • Приобретено 5 костюмов
• Сшито 6 костюмов
• Изготовлены различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый (
Оценка результатов и отчетность
Театральная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала, инициативы ребенка. Проведение повторного мониторинга знаний и умений в театрально-игровой деятельности показало, что дети проявляют устойчивый интерес к театрализованной деятельности. Благодаря проводимой работе дети приобрели навыки и умения выразительно передавать характер персонажа интонационной выразительностью речи и эмоциональное состояние в мимике, движениях. Театрализованная деятельность детей способствовала совершенствованию их речи, обогащению словаря. Дети пользуются настольным и пальчиковым театром, участвуют в играх-драматизациях.
Работа в проекте активизировала участие родителей в педагогическом процессе ДОУ, укрепила заинтересованность в сотрудничестве. 80% родителей приняли участие в образовательных мероприятиях и в пополнении развивающей предметно – пространственной среды группы (театрального уголка). РППС группы пополнилась различными видами театра: кукольным, настольным, пальчиковым; детской художественной литературой; костюмами и элементами костюмов героев детских сказок.
Список используемой литературы
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
2. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
3. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
4. Новиковская О. А. 1000 забавных пальчиковых игр. – М. : Астрель; С. -П. : Сова, 2010.
5. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. – М. : Школьная пресса, 2000.
6. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2013
7. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М. : Владос, 2001.
Приложение 1
Диагностика театральной деятельности детей в младшей группе
Цель: Оценка результатов театрально-игровой деятельности детей
Имя детей умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов
умение использовать средства интонационной выразительности (сила и тембр голоса, темп речи) умение взаимодействовать с другими участниками игры
1.
2.
3.
Анализ и оценка ответов детей
Высокий уровень (3 балла). Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Применяет в инсценировках различные эмоциональные состояния и передает характер героев. Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные образы.
Средний уровень (2 балла). Интересуется театральной деятельностью. Может продемонстрировать эмоциональные состояния, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности. Передает в свободных пластических движениях характер музыки
Низкий уровень (1 балл). Не проявляет интереса к театральной деятельности. Затруднятся в демонстрации эмоционального состояния средствами мимики, жеста, движения. Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки.
Приложение 2
Анкета родителей
«Играете ли вместе с детьми в театр»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на ряд вопросов.
Ваши ответы помогут нам более эффективно построить работу по ознакомлению детей и взрослых с искусством театра
1. Как часто Вы с детьми посещаете театральные представления___
2. Какой вид театра Вам нравится больше всего:
• кукольный;
• настольный;
• театр теней;
• музыкальный театр, др
3. В какие игры Вы чаще играете с ребёнком?
• Подвижные игры
• Театрализованные
• Дидактические игры
• Словесные игры
• Сюжетные игры
• Пальчиковые игры
4. Имеется ли у Вас опыт семейных театральных постановок?___
5. Хотелось бы Вам участвовать в театральных постановках вместе с детьми в детском саду?___
6. Какую посильную помощь Вы смогли бы оказать в создании и проведении театральных постановок в нашем детском саду:
• пошив костюмов для театральных постановок;
• изготовление кукол;
• изготовление декораций;
• изготовление афиш, пригласительных билетов;
• личное участие в постановках.
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение 3
Уроки театрального мастерства
Развиваем интонационную выразительность
Игровые упражнения :
• «Исполни песенку» козы из сказки «Волк и семеро козлят» от имени Козы; от имени Волка:
Козлятушки, ребятушки, отомкнитеся, отворитеся,
Ваша мать пришла, молочка принесла.
• «Прочитай известное стихотворение» выполняя при этом задание:
- как будто сильно мёрзнешь;
- как будто тебе очень страшно;
- радостно и т. д.
Творческое задание на выразительность жеста:
• «Представь и покажи» :
- Как едет паровоз (круговые вращения руками с продвижением вперёд)
- Как птичка клюёт зёрнышки;
- Как играют на барабане (соответствующие движения пальцами рук);
- Как кружатся снежинки (круговые вращательные движения вокруг себя с раскинутыми руками);
- Как стучат молоточком;
- Как зайчик шевелит ушками;
- Как играют на дудочке;
- Как вы вырастите большими (движения рук, вытянутых вверх) и т. д.
• «Изобрази»
- цветочек
- деревянных солдатиков
- роботов
- маленького зайчика
- бабочек и т. д.
• «Ритмичные и пластичные»
- Котята отдыхают – создание конкретного образа отдыхающих котят – расслабление всего тела.
- Полетели птички – движения, имитирующие взмахивания крыльев при полёте птиц.
- Как ходят медведи – образ шагающего тяжёлыми шагами медведя.
- Как скачет лошадка – создание конкретного образа скачущей лошадки.
- Идёт лисичка – образ двигающейся хитрой лисички, виляющей хвостом.
- Зайка испугался – образ испуганного присевшего зайчика, пригнувший ушки к головке.
- Как скачут зайчики – образ прыгающего зайчика с поднятыми и прижатыми к груди лапками.
Упражнения, развивающие двигательные навыки
- Как качаются веточки у дерева – движения, имитирующие качающиеся на ветру.
- Как ходят уточки – движения, изображающие уточек, переливающихся с лапки на лапку.
- Как птички пьют водичку – движения, имитирующие птичек, наклоняющих и поднимающих вверх голову.
- Как мы делаем зарядку – движения, изображающие движения гимнастических упражнений.
- Как летает бабочка – движения, изображающие размах крыльев бабочки.
- Как котик лапкой умывается – движения, имитирующие умывающегося лапкой котика.
- Как скачет лошадка – движения, изображающие скачущую лошадку.
Упражнения, развивающие умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов
• «Представь, что ты…»
- Съел сладкую конфету
- Выпил горькое лекарство
- Облизал кислый лимон
- Увидел и поднял грязную бумажку
- Тебе подарили красивую игрушку
Приложение 4
Пальчиковые этюды
Кто спит зимой?
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
Только заиньке не спится -
Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов,
Напетлял - и был таков! Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Показывают большой палец, вращая им.
Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.
Животные жарких стран
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой - крокодиленок,
За львицей шагает маленький львенок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебренок.
За кем же торопится каждый
ребенок? Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.
Дикие животные
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Вращают большим пальцем.
Какие бывают рыбы?
Мы в подводном мире, друг,
Рыбы плавают вокруг:
Рыба-меч, рыба-молот и рыба-пила,
Рыба-удильщик и рыба-игла.
Выполняют движения руками, как будто плывут. Делают поочередные волнообразные движения то правой, то левой ладошкой. Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца.
Комнатные растения
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония -
Мы все названья помним!
Мы взрыхлим цветы, польем,
Пусть подрастают день за днем! Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.
Раскрывают ладошку.
Пошевеливают опущенными вниз пальцами. Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком»
Животные Севера
Тепы-тяпы, тепы-тяпы,
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).
Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка. Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.
Приложение 5
Комплексы тематических утренних гимнастик
Хомка
Хомка - хомка хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встаёт
щёчки моет, ушки трёт.
Подметает Хомка хатку
и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка сильным хочет стать надуваем щёки
далее делаем движения по тексту
Козонька рогатая
Козонька рогатая, Козонька бодатая.
Убежала за плетень, проплясала целый день.
Ножками коза топ - топ!
Рожками коза хлоп - хлоп! приставляем "рожки" к голове
весело танцуем
топаем ножками
хлопаем в ладоши над головой
Пилоты
Мы отважные пилоты,
Это наши самолёты –
Два крыла
Одна кабина
Сзади мощная турбина
Разбежались и взлетели –
Полетели, полетели.
Там внизу остался дом –
Мы махнём ему крылом!
Выше облака и тучи,
Выше - выше, круче - круче!
По воздушным ямкам
Пристегните лямки! Руки в стороны
махнуть ручками
качнуть головой
качнуть попой
побежали по кругу
ныряем по воздуху
Звериная зарядка
На лесной полянке в ряд,
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает-
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движенье,
Очень ему нравится это упражненье.
Полосатенький енот
Изображает вертолё т:
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далёкий полёт.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны:
"Ты, волчишка, не ленись!
Вправо, влево наклонись,
А потом вперёд, назад,
Получишь бодрости заряд!
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает,
Спинку держит прямо-прямо!
Так учила его мама.
Ну а белки, словно мячики
Дружно прыгают и скачут!
Комары и мошки
Комары и мошки,
Тоненькие ножки
Пляшут по дорожке.
Ножками топ - топ!
Ручками хлоп - хлоп!
Близко ночь - улетели прочь! приплясываем, держа ручки на поясе
топаем ножками
хлопаем ручками
машем ручками, как крыльями
Два жука
На поляне два жука
Танцевали гопака:
Правой ножкой топ, топ!
Левой ножкой топ, топ!
Ручки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех? танцуем, ручки на поясе
топаем правой ножкой
топаем левой ножкой
встаём на носочки, тянемся вверх
Потетень
Тень - тень - потетень,
Села кошка под плетень.
Налетели воробьи.
Хлопни им в ладошки
Улетайте, воробьи,
Берегитесь кошки. сидим на корточках
машем ручками, как крыльями
хлопаем в ладошки
грозим пальчиком
Уточки
Наши уточки с утра - Кря - кря - кря!
Наши гуси у пруда
- Га - га - га! Га - га - га!
Наши гуленьки вверху - Гру - гру -
Наши курочки в окно
- Ко - ко - ко! Ко - ко - ко! ручки назад - изображаем уточек
ручки на поясе, поворачиваем корпус то вправо, то влево
машем ручками, как крыльями
ручки сгибаем в локтях, то прижимаем их к себе, то отводим
Приложение 6
Дидактические игры сказочной тематики
Цель: создать условия к приобщению к истокам русского народного творчества, закреплять знание сказок; способствовать развитию речи детей; развивать речевое творчество, развитие звуковой и интонационной речи.
«Кого не хватает?»
Воспитатель раскладывает карточки с изображениями героев сказки «Теремок», карточка с изображением лягушки не выложена. Ребенку предлагается назвать героя, которого не хватает. «Заюшкина избушка» - заяц, «Колобок» - медведь.
«Кто лишний?»
Воспитатель раскладывает картинки с героями сказки Репка и добавляет картинку с изображением волка. Детям предлагается назвать лишнего героя. («Теремок + бабка, «Курочка Ряба» + лягушка «Колобок» + мышка)
«Выложи по порядку»
На столе хаотично прикреплены герои сказки «Репка». Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку, и расположить ее героев по порядку так, как это происходило в сказке.
Загадки (персонажи из сказки «Теремок»)
Из мешочка после каждой отгадки воспитатель достает изображение животного (настольный театр)
Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц)
По земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)
Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,
В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса)
Зимой спит, летом улья ворошит. (Медведь)
Серенький шарик под полом шарит-шуршит. (Мышь)
- Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»!
«Изобрази сказочного персонажа».
Ребенку на ухо воспитатель говорит сказочного персонажа из сказок, которого он должен изобразить. Все остальные дети должны отгадать, кого показал ребенок.
«Помоги Колобку»
Ведущий напоминает ребенку сказку «Колобок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка.
Лото «Путешествие по русским народным сказкам»
Ведущий игрок из маленьких карточек, положенных вниз картинкой, выбирает одну из них и показывает изображение, Ребенок, у которого находится лист лото с данным изображением, берет маленькую карточку и накрывает изображение на большой карточке. Выигравшим считается тот, кто первым закроет все изображения на листе лото.
Приложение 7
Папка-передвижка для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду»
Театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространённым видом творчества для малышей. Она близка и понятна ребятишкам, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детишкам хочется перевоплотить в действия и живые образы. Они играют какие угодно роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Ведь они получают от этого колоссальное эмоциональное наслаждение.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изобразительной деятельности и др., а также запланирована специально в расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;
Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением, костюмами.
Театр и родители
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д., в которых родители и дети являются равноправными участниками. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Работа по театрализованной деятельности в детском саду преследует выполнение следующих миссий:
• Создание специальной среды, в которой может развиваться творческая активность подрастающего поколения в театрализованной деятельности. Воспитатели поощряют исполнительское творчество, развивают умение непринуждённо и свободно держаться на выступлениях, побуждают к импровизации средствами мимики, выразительными движениями, интонацией и так далее.
• Приобщение малышей к театральной культуре. Преподаватели знакомят их с театральными жанрами, устройством театра, с различными типами кукольных постановок.
• Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной с иными видами активности в едином преподавательском процессе. Данная задача выполняется с помощью музыкальных занятий, физкультурного досуга, экскурсий и так далее.
• Создание условий для того, чтобы ребятишки и взрослые вместе могли изучать театральные уроки. Этот пункт выполняется с помощью постановки совместных спектаклей, в которых участвуют малыши, родители, сотрудники. Кроме того, преподаватели организовывают представления, на которых перед младшими группами выступают старшие.
• Воспитатели желают, чтобы каждый дошкольник мог реализовать себя. Для этого они создают благоприятный микроклимат в группе. Здесь личность маленького человека уважают.