Татьяна Грузданова
Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимикой, жестами, элементами культуры речевого общения, речевым слухом).
Публикация «Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Музыкальные занятия играют немаловажную роль в данном аспекте.
Во-первых, при восприятии музыки, песен, у детей формируется слуховое внимание. Они учатся вслушиваться в музыку, выделяют выразительные и изобразительные особенности, передающие настроение, определяют на слух по тембру звучащие инструменты. В беседе рассказывают как звучала музыка (тихо, громко, усиливается звучание, медленно, быстро, подвижно, умеренно). Дидактические игры «Узнай по голосу», «Угадай, на чем играю» также способствуют развитию слухового внимания, тембрового восприятия. Для развития фонематического слуха и фонематического восприятия на занятиях используем различные фонопедические упражнения («Мороз», «Снеговик», «Ветер», распевки на одном слоге или звуке.
Для развития голосового аппарата дети распеваются на коротких попевках, выполняют различные задания. Например, ребёнок нараспев произносит своё имя, "протягивая" ударную гласную: "Я-а-Ма-а-а-ша", все дети повторяют за ним: "Я-а-Ма-а-а-ша". Солирует следующий: "Я-а-Са-а-а-ша", группа повторяет: "Я-а-Са-а-а-ша". Следим за разнообразием эмоциональной окраски произнесения (важно, удивленно, задорно, поддразнивая). Добиваемся свободного, протяженного произнесения в режиме речепения.
Развитию звуковысотного слуха способствуют дидактические игры «Мамы и детки», «Птица и птенчики» и другие, подобные им, распевки упражнения «Лесенка», «Качели», «Кукушка», дети не только учатся различать звуки по высоте, но и пропевать их. Например в задании «Играем голосом» Детям предлагается на йотированных гласных «йа», «йе», «йо», «йу» «покачать голосом», «потоптаться», «бросить вниз с горы», «отправить в космос» и т. д. Так, освоенный через речевые упражнения звуковой объем, даёт возможность ребенку свободно петь звуки в достаточно больших пределах.
Формированию способности воспринимать темп и ритм речи помогают различные ритмические упражнения, игры, задания. Например, прослушать песенку, попевку и выложить ритмический рисунок и, наоборот, сыграть, прохлопать, пропеть предложенный ритмический рисунок. Прохлопываем ритмический рисунок, подключая руки (записываем руками ритм).
На музыкальных занятиях систематически использую упражнения на дыхание, учу детей пропевать на одном дыхании сначала короткие музыкальные фразы, затем и длинные. Например, такое задание - проговаривание коротких ритмоинтонаций. Произносится на одном дыхании со спадом голоса в конце фразы. При этом у детей вырабатывается правильное певческое дыхание, умение распределять дыхание в процессе пения, что способствует и развитию речевого дыхания.
В процессе разучивания песен работаем над правильным звукопроизношением, певческой дикцией. Акцентирую внимание детей на том, что нужно четко проговаривать слова песни, пропевать все окончания и т. д.
Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями вырабатывается в процессе разучивания песен. Один и тот же отрывок песни мы поем тихо, затем громко. Одновременно дети учатся регулировать силу звучания голоса и запоминают мелодию и текст песни. В старшем дошкольном возрасте уже разученную песню мы учимся петь выразительно. Например, начинать запев тихо, постепенно усиливая звучание к концу запева, и петь звонко припев. В дидактических играх «Громко-тихо», «Эхо» развивается слуховое восприятие динамических оттенков.
На музыкальных занятиях в младшей и средней группах дети учатся петь в умеренном темпе, одновременно формируется умеренный темп речи.
Рассказывая о музыкальном произведении, использую художественное слово, стихи, соответствующие музыкальным образам, которые являются примером интонационной выразительности речи.
Таким образом, мы видим, что музыкальные занятия играют немаловажную роль в формировании практически всех компонентов звуковой культуры речи.