МААМ-картинки

Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников

Татьяна Грузданова
Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимикой, жестами, элементами культуры речевого общения, речевым слухом).

Публикация «Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников» размещена в разделах

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Музыкальные занятия играют немаловажную роль в данном аспекте.

Во-первых, при восприятии музыки, песен, у детей формируется слуховое внимание. Они учатся вслушиваться в музыку, выделяют выразительные и изобразительные особенности, передающие настроение, определяют на слух по тембру звучащие инструменты. В беседе рассказывают как звучала музыка (тихо, громко, усиливается звучание, медленно, быстро, подвижно, умеренно). Дидактические игры «Узнай по голосу», «Угадай, на чем играю» также способствуют развитию слухового внимания, тембрового восприятия. Для развития фонематического слуха и фонематического восприятия на занятиях используем различные фонопедические упражнения («Мороз», «Снеговик», «Ветер», распевки на одном слоге или звуке.

Для развития голосового аппарата дети распеваются на коротких попевках, выполняют различные задания. Например, ребёнок нараспев произносит своё имя, "протягивая" ударную гласную: "Я-а-Ма-а-а-ша", все дети повторяют за ним: "Я-а-Ма-а-а-ша". Солирует следующий: "Я-а-Са-а-а-ша", группа повторяет: "Я-а-Са-а-а-ша". Следим за разнообразием эмоциональной окраски произнесения (важно, удивленно, задорно, поддразнивая). Добиваемся свободного, протяженного произнесения в режиме речепения.

Развитию звуковысотного слуха способствуют дидактические игры «Мамы и детки», «Птица и птенчики» и другие, подобные им, распевки упражнения «Лесенка», «Качели», «Кукушка», дети не только учатся различать звуки по высоте, но и пропевать их. Например в задании «Играем голосом» Детям предлагается на йотированных гласных «йа», «йе», «йо», «йу» «покачать голосом», «потоптаться», «бросить вниз с горы», «отправить в космос» и т. д. Так, освоенный через речевые упражнения звуковой объем, даёт возможность ребенку свободно петь звуки в достаточно больших пределах.

Формированию способности воспринимать темп и ритм речи помогают различные ритмические упражнения, игры, задания. Например, прослушать песенку, попевку и выложить ритмический рисунок и, наоборот, сыграть, прохлопать, пропеть предложенный ритмический рисунок. Прохлопываем ритмический рисунок, подключая руки (записываем руками ритм).

На музыкальных занятиях систематически использую упражнения на дыхание, учу детей пропевать на одном дыхании сначала короткие музыкальные фразы, затем и длинные. Например, такое задание - проговаривание коротких ритмоинтонаций. Произносится на одном дыхании со спадом голоса в конце фразы. При этом у детей вырабатывается правильное певческое дыхание, умение распределять дыхание в процессе пения, что способствует и развитию речевого дыхания.

В процессе разучивания песен работаем над правильным звукопроизношением, певческой дикцией. Акцентирую внимание детей на том, что нужно четко проговаривать слова песни, пропевать все окончания и т. д.

Умение регулировать громкость голоса в соответствии с различными ситуациями вырабатывается в процессе разучивания песен. Один и тот же отрывок песни мы поем тихо, затем громко. Одновременно дети учатся регулировать силу звучания голоса и запоминают мелодию и текст песни. В старшем дошкольном возрасте уже разученную песню мы учимся петь выразительно. Например, начинать запев тихо, постепенно усиливая звучание к концу запева, и петь звонко припев. В дидактических играх «Громко-тихо», «Эхо» развивается слуховое восприятие динамических оттенков.

На музыкальных занятиях в младшей и средней группах дети учатся петь в умеренном темпе, одновременно формируется умеренный темп речи.

Рассказывая о музыкальном произведении, использую художественное слово, стихи, соответствующие музыкальным образам, которые являются примером интонационной выразительности речи.

Таким образом, мы видим, что музыкальные занятия играют немаловажную роль в формировании практически всех компонентов звуковой культуры речи.

Публикации по теме:

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Цикл музыкальных занятий для детей 4–5 лет «Музыка лета» Хотя сейчас не пахнет в воздухе даже весной, а я предлагаю окунуться в летнюю радость! Ведь лето - это напоенный ароматами трав воздух,волнующее.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Игры для развития звуковой культуры речи у детей 5–6 лет Игра «Придумай слово» В ходе игры ребенок придумывает слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством.

Консультация для педагогов и родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации детей младшего дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим опытом работы с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации. Все.

Консультация для родителей «Роль музыкальных занятий в период адаптации ребенка в детском саду» Всем знакома утренняя сцена, расставания малыша с мамой или папой. Большая часть детей очень тяжело адаптируется в новых условиях. Ребенок.

НОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группеНОД по развитию звуковой культуры речи во второй младшей группе Звуковая культура речи: Звук [К].Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество». Цель: Развивать.

План по самообразованию «Воспитание звуковой культуры речи в старшей группе» План по самообразованию на 2015-2016 учебный год. Воспитателя старшей группы №4 Кормителевой Лорэны Эдуардовны. Тема: «Воспитание звуковой.

Планы музыкальных занятий во второй младшей группе на июньПланы музыкальных занятий во второй младшей группе на июнь Планы музыкальных занятий во второй младшей группе на июнь 2-я младшая группа Июнь 1-я неделя Тема: Край, в котором ты живёшь Цель: Воспитание.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2020 в 22:42
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль музыкальных занятий в работе по формированию звуковой культуры речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Грузданова (УИ 528358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД