Ольга Николаева
Роль взаимодействия педагога с семьей в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст- это начало всестороннего развития и формирования личности. Программы дошкольных образовательных учреждений предусматривают физическое, умственное, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание детей. При этом во всех вариантах программ самое серьезное внимание обращается на игровую деятельность дошкольника : Совместная работа детского сада с семьей- важное условие правильного математического развития детей.
Публикация «Роль взаимодействия педагога с семьей в развитии математических способностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Добиться эффективного результата в развитии ребенка, возникновения у него потребностей в получении знаний (в том числе математических) можно только в тесном сотрудничестве с семьей.
Очень важно для педагога не только самому знать, чему и как обучать детей, но и уметь познакомить родителей своих воспитанников с задачами, содержанием, методами, приемами обучения сделать их своими помощниками. Работа воспитателя с семьей заключается не в том, чтобы переложить на родителей выполнение какой-то части программы. Родителей нужно привлекать к помощи, но делать это не в форме требований, а в виде конкретных советов и разъяснений.
С семьями проводится как общая, так и индивидуальная работа. Родители нуждаются в пополнении педагогических знаний, в знакомстве с современными подходами к математическому развитию детей, в рекомендациях к использованию литературы.
Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок наглядных пособий с описанием их использования; групповые и индивидуальные консультации, беседы, передвижные папки, подбор наглядного материала по математике, оформление уголка математики совместно с родителями, выставки детских работ по сказкам в которых можно найти математику и т. п.
Наиболее распространенная форма индивидуальной работы с семьей-беседы. Их можно проводить, когда родители приводят и забирают детей из детского сада, а также во время посещения воспитателем семьи ребенка. Эта форма работы требует от педагога большого такта, умения, компетентности. Чтобы вызвать у родителей доверие и желание прислушаться к предложениям педагога, беседу следует начинать с констатации успехов ребенка. При этом высказывания педагога должны быть аргументированными, доказательными, а еще лучше -наглядными. Можно показать тетрадь по математике, карточку, заполненную самим ребенком. В беседе с родителями педагог уточняет, с кем из членов семьи ребенок бывает чаще, какие методы используются в семейном воспитании, в частности по формированию элементарных математических представлений. Ненавязчиво педагог должен дать свои конкретные рекомендации, как эффективнее знакомить детей с такими понятиями, как количество, форма, размер, пространство, время.
На первом родительском собрании, я познакомила родителей с содержанием программы «Математические ступеньки», особо отметив, что они являются участниками педагогического процесса. Ориентировала родителей на развитие познавательных интересов. Предлагала родителям познакомить детей с произведениями, в которых присутствуют числа «Три медведя», «Два жадных медвежонка», загадки. Предложила провести конкурс рисунков по сказкам «Рисуем вместе». Все родители приняли активное участие.
Регулярно информирую родителей о ходе усвоения ребенком содержания программного материала через индивидуальные и групповые консультации, оформление информационных стендов.
В родительский уголок выставляю математические игры и инструкции по их использованию. Родители рассказывают о том, какие игры есть у них дома, делятся опытом между собой. Все это способствует повышению компетенции родителей в вопросах математического развития.
Родители стали с удовольствием заниматься с детьми дома, выполняют задания совместно с детьми, играют в дидактические игры, решают логические задачи, соответствующие возрасту, что безусловно положительно влияет на результаты освоения детьми программы и на общий объем знаний, приобретенных детьми в саду и дома.
Анализ результативности моего опыта показал следующее:
- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми;
- родители стали стремиться к индивидуальным контактам с воспитателями;
- возникают дискуссии по инициативе родителей, повысилась их активность при анализе педагогических ситуаций, также родители стали размышлять о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- родители стали проявлять больше участия в совместной творческой деятельности с детьми.
Результаты совместной работы с родителями положительно отражаются на интересе детей к математическим играм на выполнении заданий с математическим содержанием.
Работа в тесном контакте с родителями будет продолжаться и дальше.