МААМ-картинки

Игра и ее роль в психическом развитии детей дошкольного возраста

Марина Апаназова
Игра и ее роль в психическом развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов и родителей детей дошкольного возраста.

Анализ психолого-педагогической работы в ДОУ показывает, что в ряде случаев дети играют мало и примитивно, уровень отображения действительности в игре не всегда соответствует их возрастным особенностям, особенно это касается игр с правилами – дети не получают удовольствия от соблюдения этих правил.

Это отставание связано с разными причинами:

• слабая связь игры с жизненным опытом детей,

• недостаток руководства игрой,

Публикация «Игра и ее роль в психическом развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах

• неполное использование в раннем возрасте общения как ведущей деятельности;

Справка. Этапы онтогенетического развития общения у человека.

1. Возраст от рождения до 2-3 месяцев. Биологическое контактное общение. Средство - примитивная мимика и элементарная жестикуляция.

2. Возраст от 2-3 до 8-10 месяцев. Познавательное общение. Мотив - чувственная основа восприятия и потребность в новых впечатлениях.

3. Возраст от 8-10 месяцев до 1,5 лет. Координированное, вербально-невербальное общение. Когнитивные потребности. Язык как средство общения.

4. Возраст от 1,5 до 3 лет. Общение становится деловым и игровым, а так же разделяется на деловое и личностное. Этап возникновения предметной деятельности и игры.

5. Дошкольное детство. Становление социального общения на основе сюжетно-ролевых игр.

Между деятельностью и общением как видами человеческой активности существуют определённые отличия.

Результатом общественной деятельности является создание материального или идеального продукта (идея, мысли, высказывание). Итогом общения – взаимное влияние людей друг на друга.

Деятельность является интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – формирующей и развивающей его как личность.

Но деятельностное общение может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как просто общение - в его интеллектуальном развитии.

И деятельность, и общение следует рассматривать как взаимосвязанные стороны социальной активности.

Известно, что умение играть возникает не путём автоматического переноса в игру усвоенного опыта в повседневной жизни. Нужно приобщать детей к игре. Конечно же при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Иначе, попытки помочь им путём разучивания с ними ролевых действий, придумывания сюжета не решают главного: остаётся несформированной сама игровая деятельность, и, разумеется, не появляется желание играть. Плохо играющие дошкольники, ждущие подсказки от взрослого каждого действия – это дети, у которых не сформирована психологическая деятельностная основа игры,

- либо дети, которые быстро теряют инициативу (видимость игры можно создать, но необходимые мотивы для самостоятельности так и не будут сформированы).

Без знания внутренних закономерностей развития игры как деятельности попытки управлять ею могут разрушить её естественные механизмы.

Задачи всестороннего развития в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде раннего и дошкольного детства.

Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные преобразования в психике ребёнка, и прежде всего в его интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом для развития всех других сторон детской личности.

1-ым этапом развития игровой деятельности является ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ИГРА. По мотиву, заданному взрослым с помощью предмета-игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание – действия – манипуляции, а в дальнейшем ориентировочные действия-операции.

2-ой этап получил название отобразительной игры, в которой предметно-спецефические операции направлены на выявление свойств предмета и достижения определённого эффекта. Это кульминационный момент в психологическом содержании игры в раннем детстве. Именно он создаёт почву для собственно предметной деятельности.

В условиях делового общения ребёнок узнаёт название и целевое назначение предмета. До этого момента игра практически совпадала с предметной деятельностью, расходясь с ней лишь по мотиву и результату.

В 3-ий этап игра становится сюжетно-отобразительной. Меняется и её психологическое содержание : те же действия ребёнка имитируют использование предмета по назначению.

4-ый этап ознаменовался появлением сюжетно-ролевой игры. Поведение в игре формируется не только на основе подражания или обучения, но и благодаря пониманию ребёнком назначения предметов. На данном этапе слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысляемых детьми отношений между людьми.

Завершающим развитие становится 5-ый этап собственно ролевой игры.

Взяв на себя роль, ребёнок должен реализовать её через общение с окружающими. И тут возникает противоречие между стремлением реализовать те или иные ролевые действия и знаниями, опытом детей. Чтобы общаться с друзьями, малыш должен знать, как, почему и в связи с чем в выбранной им роли надо вести себя так а, не иначе. Если партнёры по игре не обладают необходимым объёмом знаний, игра ломается. В связи с этим ребёнку требуются знания, источник которых – взрослые люди и различные средства информации.

Можно отметить однообразие и стереотипность игр, отсутствие сколько-нибудь существенных отличий поведения в игре детей различных возрастных групп : их неумение играть вместе, редкое проявление в игре инициативы, элементов творчества. Зачастую педагоги, не осознавая развивающей ценности игры, подменяют её другими видами деятельности, переводя игру в форму игровых приёмов обучения не только на занятиях (что вполне оправдано, но и вне занятий, а так же расчленяют игру на составные элементы.

Иногда дети в возрасте от 3 до 7 лет реализуют замыслы игр вопреки предложенным взрослыми темам. В данном случае важную роль будет играть эмоциональный компонент микроклимата в группе.

О том, насколько значимы эмоции, переживания новых событий, возвышенные мотивы игры, говорят исследования советских психологов (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Т. П. Хризман и др.). Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, повышают тонус, необходимый для душевного комфорта ребёнка, а это является условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям и совместной со сверстниками деятельности.

Хорошая игра – действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

Н. М. Аксарина впервые чётко показала, что для возникновения и развития игры необходимо,

• во-первых, обеспечивать детей игровым материалом,

• во-вторых, проводить соответствующее игре обучение либо посредством показа игровых действий,

либо с помощью словесных указаний воспитателя.

(Комплексный метод руководства игрой.)

Когда дети овладевают словом и оказываются способными производить умственные действия (во внутреннем плане, то создаётся объективная ситуация для свёртывания внешних игровых действий с предметами. Содержание игры, нацеленное ранее на выявление назначения предметов, переходит в план отражения ролевых взаимодействий людей, а на более высоком уровне развития наблюдается общественно-трудовые отношения, т. е. меняется мотив игры и её содержание.

Взрослым в этот момент необходимо сместить акцент активизирующего общения с детьми: оно должно стать деловым, направленным на достижение совместных целей. Если у дошкольников не развито общение, то и в игру им нечего переносить. Здесь большое значение приобретают обучающие игры, нацеленные на вычленение задач общения. Воспитатели и близкие должен побуждать детей к совместным обсуждениям, высказываниям, беседам, спорам, способствующим коллективному решению игровых задач.

Справка.

В норме к 6 годам ребёнок уже осваивает ситуации, связанные с

базовыми коммуникативными умениями (И. Н. Агафонова,2001) :

• приветствие и прощание, обращение, просьба о поддержке, помощи, услуге, а так же благодарность и отказ;

и процессуальными способами коммуникации:

• говорить перед другими, слушать других, сотрудничать, управлять (командовать) и подчиняться.

Способствует становлению процесса коммуникации и социализации в целом чувственная сторона психики ребёнка, отражающая внутренний мир других людей. Это эмпатии. Она тоже зарождается не сразу.

На ранних стадиях, считает А. В. ЗАПОРОЖЕЦ, закладывается сопереживание, проявляющееся на основе таких механизмов, как эмоциональное заражение и идентификация. Например. Стоит одному полутора- или трёхгодовалому малышу зареветь, как его подхватывают другие.

По мере становления другого компонента эмпатии – сочувствия – доминирующую роль начинают играть познавательные элементы: моральные знания и социальные ориентации ребёнка. Подлинная эмпатия предполагает высокий уровень понимания.

На основе двух первых компонентов должен возникнуть импульс к реальному содействию другому, побуждающему к конкретным поступкам. Р. Р. Калинин тоже выделяет три составляющие в динамике развития эмпатии :

• когнитивную (Я ЗНАЮ, ЧТО МОЖЕТ ЧУВСТВОВАТЬ ДРУГОЙ В ЭТОЙ СИТУАЦИИ);

• эмоциональную (Я СОЧУВСТВУЮ ЕМУ);

• поведенческую (Я ДЕЛАЮ ЧТО-ТО, ЧТО МОЖЕТ ОТРАЗИТЬСЯ НА ЧУВСВАХ ДРУГОГО, УЛУЧШИТ ЕГО СОСТОЯНИЕ).

Итак, сформированность игровой деятельности создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития дошкольников.

ИГРА или ИГРОВОЙ ПРИЁМ

Мотив – это то, на что направлена деятельность. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Ребёнок играет потому, что ему хочется играть, а не ради получения какого-то конкретного результата.

Например, конструирование из строительного материала является практической деятельностью, направленной на создание определённого, заранее задуманного объекта.

Сооружение таких построек тесно связано с игрой – дети строят домик для куклы, гараж для машин и играют с ними, часто перестраивая во время игры. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой, в которой используются элементы конструирования, либо с полноценной конструктивной деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры (приёмы, положительно влияющие на процесс конструирования.

Дошкольникам свойственно «соскальзывать» с любой деятельности на условную игру.

Это связано с неустойчивостью их замыслов, неумением последовательно воплощать их. Так, по выше приведённому примеру, для обучения малышей была разработана методика «сюжетного конструирования» (несложный сюжет, включающий в себя элементы конструирования). Такой приём служит для ребенка стимулом к созданию построек, развивает интерес к конструктивной деятельности. Конструкция становится средством достижения игровой цели, что позволяет детям быстрее освоить этапы конструирования.

Младшие дошкольники не способны сопоставлять высоту (длину, ширину) разных предметов, поэтому происходит торможение развития конструктивной деятельности усложнением построек ради игры с ними. Поэтому неоправданны требования воспитателей к качеству конструкций в процессе ролевой игры, поскольку это может её разрушить.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка и потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением.

Прогрессивное, развивающее значение игры в том, что она способствует расширению сферы интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, который является важнейшим фактором психологической готовность к обучению в школе.

Для педагогов ДОУ можно предложить следующие диагностические методики: определение содержательности игры и стиля общения, присущего в данный возрастной период ребёнку.

Методика: «Придумай игру».

(Р. С. Немов).

Цель: в ответах детей оценивается не речь, а только содержание

придуманной игры.

Инструкция: за 5 минут придумай какую-либо игру и подробно о ней

расскажи, отвечая на вопросы:

1. Как называется игра?

2. В чём она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получат участники?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты и успехи отдельных участников?

Оценка: от 0 до 2 баллов – по каждому признаку.

• 0 баллов означает отсутствие признака

• 1 балл это слабая выраженность в игре признака

• 2 балла – выраженное присутствие признака.

Количество баллов по каждому признаку суммируются.

Критерии:

• Оригинальность и новизна.

• Продуманность условий.

• Различные роли для разных участников.

• Определённые правила.

• Точность оценки успешности проведения игры.

Возможны наводящие, но не подсказывающие вопросы.

Уровень развития игры :

• 10 баллов – очень высокий.

• 8-9 баллов – высокий.

• 6-7 баллов – средний.

• 4-5 баллов – низкий.

• 0-3 баллов – очень низкий.

«Ребёнка нужно принимать таким, какой он есть, с его и только его данность» К. Роджерс.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.

• Выбирайте в начале не активную игру, а пассивное общение – рядом, как будто с другим, без слов – игра жестов, показ интересного, чудесного или маленького, спрятанного в чём-то, т. е. провоцирующего на сближение.

• Иногда можно начинать с игр без слов – выполнение как-нибудь

действий по просьбе, но вместе со всеми в группе, парах, кругу – это снимает страх перед вступлением в общение.

• «Воздействие на расстоянии «- ароматы растений, располагающие к общению (традиционно это эфирные масла цитрусовых, а индивидуально то, что нравится ребёнку);

- цветовая гамма (жёл-

тый, зелёный, оранжевый или цвет, который предпочитает ма-

лыш) интерьера, элементов в одежде, декораций, атрибутов к

занятиям типа яркого персонажа, цветочка, ладошки и т. д.

• Хорошо бы таким деткам побыть на «первых парах и в пассивных ролях» - кого утешают, веселят, кому рассказывают и показывают, в присутствии которых активизируются какие-то действия, требующие помощи или просто дополнительных усилий.

• Обязательно используйте игры и упражнения на снятие телесных барьеров – это релаксационные техники, дыхательная гимнастика, прикосновения как телесные, так и различных текстурных материалов (ткани, вода, песок и т. д., на уровне запаха, вкуса, живых объектов.

• Организуют и сплачивают на дальнейших этапах подвижные и настольные игры, детский театр, лепка, рисование как говорил один из героев мультфильма «Трое из Простоквашено» :»…в доме должны быть жмурки, пряталки и приятелей целый мешок…»

Публикации по теме:

Консультация «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Консультация «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» «Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир.

Роль детского сада в развитии речи у детей дошкольного возраста Задача, стоящая перед нашим детским садом - научить наших воспитанников свободно пользоваться родным языком в общении с окружающими людьми,.

Роль фольклора в музыкальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста Актуальность Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайна. Сегодня остро стоит проблема.

Роль игры в психическом развитии ребёнка Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте т. к. в ней происходит интенсивное развитие личности, появляются новые психологические.

Роль пальчиковых игр в развитии детей дошкольного возраста «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возрастаРоль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью,.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста «Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста» Составила: воспитатель Шишкина Наталья Александровна.

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Роль воспитателя в развитии общения у детей дошкольного возраста Для всецелого общения детей, для развития гуманных отношений между ними недостаточно простого наличия других детей и игрушек. Сам по себе.

Роль ручного труда в развитии детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст приносит детям новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребенка, так как он успокаивает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра и ее роль в психическом развитии детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 января 2019 в 16:22
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра и ее роль в психическом развитии детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Апаназова (УИ 93107) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД