Федоренкова Александра
Роль театрализованной игры в развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль театрализованной игры в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель:Федоренкова Александра Евгеньевна
Введение
Театр – это волшебный мир,
в котором ребенок радуется,
а играя, познает окружающее…
О. П. Радынова
Публикация «Роль театрализованной игры в развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Актуальность: Детское творчество одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и
детской психологии. Исследователи детского творчества утверждают, что способности могут развиваться только в творческой деятельности. А, как нам известно, самый распространенный вид детского творчества – это театральная деятельность. Театральная деятельность будет успешно
развиваться, если побуждать детей к импровизации, развивать внимание, память, наблюдательность, обучать детей приемам самостоятельной и коллективной работы. Это позволит развить положительные нравственные качества у детей, делает их более активными, коммуникативными, эмоционально богатыми.
Цель использования технологии театральной деятельности: формирование творческой личности ребенка через театральную деятельность, развитие вербальной и невербальной стороны речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованных занятий.
Задачи:
Обучающая. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, знакомство с различными видами театров, народным творчеством и традициями народов, научить детей передавать образы с помощью вербальной и невербальной стороны речи.
Развивающая. Развитие психофизических процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения). Вербальной и невербальной стороны речи, творческих способностей (умение перевоплощаться, брать на себя роль). Специальных умений (актер, зритель).
Воспитывающая. Воспитывать положительное отношение к театральным играм, желание играть с театральными куклами, эмоционально-положительное отношение к сверстникам, воспитание воли и уверенности в себе, уважение к традициям и культуре народов.
Ожидаемые результаты внедрения технологии в практическую профессиональную деятельность: Повышается уровень коммуникативных качеств дошкольника. Формируется потребность ребенка активно участвовать в театральных представлениях. Раскрывается индивидуальность ребенка, и развивается эмоциональный контакт между детьми и взрослыми. После проведения занятий предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями и знаниями, развития у детей вербальной и невербальной стороны речи, осознание ребенком своих способностей, уверенности в себе.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношениями моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые.
Основными методами являются следующие:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методические приемы: Чтение сказки Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик. Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.). Проигрывание отрывки из сказок, передающие разл черты характера героев сказки. Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей. Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?») Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).
Классификация театрализованных игр. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов). В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Задачи театрализованной деятельности в детском саду: воспитывать устойчивый интерес к театральной игровой деятельности; расширять представление детей об окружающей действительности, уточнять представление детей о предметах и явлениях, окружающих их; развивать диалогическую речь в процессе театральной игровой деятельности; учить использовать разные формы взаимодействия между детьми в театрализованной игре; стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения; расширять элементарные математические, экологические, нравственные представления посредством театральной деятельности; побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок, стихов и рассказов, придумывать новые сказки; развивать представление о нравственных качествах человека, эмоциональное осознание самого себя; воспитывать инициативы и фантазию в изготовлении кукол для собственных спектаклей.
Из многообразия средств рекомендуется включать: Специальные театральные этюды и упражнения; Игры на превращения; Игры на действие с воображаемыми предметами или на память физических действий; Ритмопластика; Игры на развитие двигательных способностей; Ритмический этюд; Музыкально-пластические импровизации; Жесты; Артикуляционная гимнастика; - зарядка для губ, зарядка для шеи, зарядка для языка. Упражнения на дыхание; Сочини сказку; Придумай диалог; Расскажи сказку от имени героя или от своего имени; Скороговорки.
Театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое интерактивное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает отношение к добру и злу.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это позволяет преодолеть робость, связанную с трудными общениями, неуверенностью в себе.