Любовь Кузнецова
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать
Семинар-практикум для педагогов
«Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей с ОВЗ»
Послушай – и ты узнаешь,
посмотри – и ты поймешь,
сделай – и ты научишься.
Цель: повышение компетентности педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей с ОНР.
Публикация «Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Огромное значение в развитии речи детей играет театрализованная деятельность. По мнению Т. И Петровой, мир детства, внутренний мир ребенка-ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни и раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Она связывает детей между собой, детей со взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам- значит можно творить, фантазировать, воображать В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его речь, так как развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Очень важно чтобы дети овладели правильной речью именно в момент интенсивного развития. В этом и заключается огромная роль нас, воспитателей. Итак, начинаем.
Педагоги делятся на 2 команды
Задание №1 «Покажи-узнай»
Жесты, позы, мимика – невербальные компоненты общения, они значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е. вербально).
Жесты, поза движения.
«Отгадай, кто я, что я делаю» (Участник команды показывает, другая команда угадывает.)
1 команда
- Сесть, как королева;
как побитая собака;
как подсудимый на скамью,
как провинившейся ребенок;
как пчелка на цветок.
- пройти, как артистка балета;
2 команда
как манекенщица;
как старый человек;
- попрыгаем, как профессор через лужу;
как кенгуру;
как большой заяц;
как маленький зайчик.
Блиц-опрос
1. Место для представлений, зрелищ. (Театр.)
2. Кто пишет пьесы для представления? (Драматург.)
3. Кто руководит постановкой спектакля? (Режиссер.)
4. Группа музыкантов, исполняющая музыку к спектаклю? (Оркестр.)
5. Человек, управляющий оркестром. (Дирижер.)
6. Автор музыкальных произведений, пишущий музыку к спектаклям
(Композитор.)
Задание №2 «Я дружу с интонацией»
Интонация – это звуковые средства языка, оформляющие высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.
1 команда
1. Представьте, что кто-то мама - медведица, а Вы медвежата. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Изображать варианты интонаций поочередно.)
Вы сейчас говорили с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме - медведице? Изобрази ее еще раз.
2 команда
1. Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что Вы этот веселый кузнец. День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца. И появляется славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.
Задание №3 «Я дружу с пантомимой»
Пантоми ма — вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела, без использования слов
1 команда
Покажите «пробку» машин в большом городе.
2 команда
Как шагали солдаты на параде.
7 слайд.
Блиц-опрос (словарь театральных терминов).
Что такое спектакль? Зрелище, которое представляют актеры.
Аншлаг – полный успех.
Аплодисменты- одобрительные хлопки.
Балет – вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.
Бенефис – выступление, посвященное одному артисту.
Дебют – первое исполнение роли в спектакле.
Карман- боковая часть сцены, скрытая от зрителей.
Домашнее задание
Продолжи предложение
1. Под театрализованной деятельностью детей я понимаю….
2. Моё отношение к театральной деятельности детей…
3. Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте – один из важнейших развивающих видов детской деятельности, так как….
4. Фрагменты театрализации помогают мне решить такие педагогические задачи, как ….
Задание № 5 «Скороговорки на развитие дикции»
Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.
1 команда
Утром, присев на зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.
2 команда
Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа.
Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Задание №6 «Педагогические ситуации»
Команда №1
Педагоги разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев, что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре. Как разрешить сложившуюся ситуацию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.
Команда №2
Педагоги разыгрывают сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул. Ваши дальнейшие действия по данной игровой ситуации. Какие рекомендации можете предложить по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.
Задание № 7 «Придумай конец сказки»
Как – то я заметила, что дети не очень хотят, чтобы колобка съела лиса, и я предлагаю Вам придумать свой, добрый конец сказки.
Со слов лисы «Колобок, я тебя съем»…
Педагогам даются маски колобка и лисы.
Каждая команда показывает свою инсценировку.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
3. Игра играет особую роль в речевом развитии (развивает диалогическую и монологическую речь.
И закончить наш семинар - практикум хочется словами Л. С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
Рефлексия «Закончи фразу»
Семинар прошел…
Театр для меня…
На семинаре я задумалась о…
Во время семинара я приобрела…
После семинара я сделаю…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполняла задания…
Я поняла, что…
Теперь я могу…
Я почувствовала, что…
Я попробую…
Желаю удачи!