Марина Якимова
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает важное место в жизни ребенка, а сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она имеет огромное значение в воспитании и развитии личности.
Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.
Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
В сюжетно-ролевой игре, успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля и общительность, но самое главное это деятельность перерождает стремление к самореализации, самовыражению.
Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.
Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.
Н. П. Аникеева указывает на то, что роль - это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее, начинает придумывать сюжет игры.
В игре ребенка привлекает, прежде всего, возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.
Роль выполняется при помощи игровых действий. Например Сюжетно-ролевая игра «Доктор» где ребенок «выслушивает больного», делает ему "укол", дает указания о режиме.
Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры и т. п., а могут быть словесными (советы больному, замечания и наставления ребенку, команды и др.).
В одиночной игре все разыгрывание сюжета складывается из игровых действий одного ребенка, в совместной игре – из игровых действий всех ее участников.
Младшие дошкольники играют, как правило, чаще всего в одиночку. Они еще не совсем умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Например: игра «Дочки-матери», где сюжет игры однообразен. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.
Непосредственным толчком к началу игры у младших дошкольников служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, медицинский осмотр в детском саду) либо попавшаяся на глаза игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности.
В более длительное общение между собой дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Глубже проникая в жизнь взрослых, дети обнаруживают, что она постоянно протекает в общении с другими. Мама гладит белье, подает семье обед, следит за тем, как дети ведут себя за столом. Продавец разговаривает с покупателями, парикмахер с клиентами.
Разумный подбор материала и игрушек в значительной мере определяет и правильное использование их. Не связывая детей с указаниям, как правильно играть с данной игрушкой, воспитатель должен, однако, показать, посоветовать детям наиболее интересный способ ее использовании: дать совет покатать куклу, вместо того чтобы сидеть или держать ее на руках. Необходимо вести детей к пониманию целевого использования материала.
Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых с вещами, но и их взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовать игру, включающую несколько ролей, договориться с другими детьми. Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются их сюжеты.
Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью.
Дети стараются вести игру так, чтобы соблюдались известные им правила поведения людей в той ситуации, которую отражает сюжет игры.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей - важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.
Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ. Выделим эти принципы:
Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он должен занять позицию «умеющего интересно играть», эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя равным, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
Изучив развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, можно сделать следующие выводы:
• Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность.
• Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, а также ролевые способы отображения окружающего.
• Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.
•. Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.
• Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре.
Используемая литература:
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.
2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. – М., 1990.
3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.
4. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.
5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.