Софья Сокольникова
Роль среды в речевом развитии дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Речь как основное средство общения и отражения действительности связана со всеми видами деятельности и является основой полноценного развития каждого ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающего мира. От качества речи, умения ею пользоваться на занятиях, на прогулке, в игре, в обсуждении зависит успешность ребенка, его взаимодействие со сверстниками и в целом положение в социуме. Влияние среды на речевое развитие дошкольника достаточно велико : совершаемая на ее основе разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка. Именно поэтому организации предметно-развивающей среды посвящен отдельный пункт в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования[11].
Публикация «Роль среды в речевом развитии дошкольника» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Исследования А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского, М. М. Кольцовой и других помогают понять процесс развития второй сигнальной системы у детей (речи) в ее единстве с первой сигнальной системой (рефлексами) [3, 4, 5]. На ранних ступенях преобладающее значение имеют непосредственные сигналы действительности, т. е. того, что окружает ребёнка. С возрастом роль словесных сигналов в регуляции поведения возрастает. Это объясняет принцип наглядности, соотношение среды и слова в работе по развитию речи.
Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Н. X. Швачкина, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Ф. А. Сохина и других [1, 6, 10, 12]. Мотивация речи возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Детям нужно дать образцы речи и создать речевую среду. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи.
О. В. Дыбина, О. П. Болотникова, А. Ю. Козлова, Е. А. Сидякина рассматривают среду как «поисковое «поле» ребенка для самостоятельных действий разного характера, проявлений познавательной, практической и творческой активности» [2].
А. А. Симонян под развивающей средой понимает «естественную комфортную, уютную обстановку, рационально-организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами» [9].
Н. Ю. Охрименко дает следующее определение развивающей среде : «…это система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [7].
О. Н. Расцветаева развивающей средой называет «комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами» [8].
Следовательно, речь, общение может развиваться, если обеспечена полноценная речевая среда воспитания, адекватные педагогические условия, обеспечение всестороннего познавательного и интеллектуального развития личности ребенка. Восприятие, мышление, память, внимание, эмоциональный фон создают почву для свободного владения языком, т. е. базу речи. Потребность в общении формируется и стимулируется окружением ребенка.
Для свободного владения речью, ребенок должен, прежде всего, овладеть различными видами деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно-трудовой (конструированием, художественной, навыками самообслуживания.
Список используемой литературы:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Психологическое исследование. – М. : Лабиринт. 1996. – 416 с.
2. Дыбина О. В., Болотникова О. П., Козлова А. Ю., Сидякина Е. А. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста : понятие, принципы, компоненты // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 1. – С. 220-223.
3. Иванов-Смоленский А. Г. О взаимодействии 1 и 2 сигнальных систем. // Физиологический журнал СССР. – 1949. Т. 35. № 5. С. 578
4. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга. – М., 1973; Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 1973
5. Красногорский Н. И. Некоторые итоги применения и развития учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности в педиатрической клинике. // Журнал в. н. д. им. И. П. Павлова. 1951. Т. 1. Вып. 6. С. 800
6. Леонтьев А. А. Психологическая теория речевой деятельности. // «Начальная школа: плюс до и после». – 2005. –№ 6. – С. 20-23.
7. Охрименко Н. Ю., Исаева В. Ю. Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ : миф или требование времени? // Научные исследования: от теории к практике. – 2015. – № 1. – С. 99-101.
8. Расцветаева О. Н. Дошкольная образовательная среда в структуре государственного образовательного стандарта ДОУ // Образование и наука в современных условиях. – 2015. – № 4. – С. 105-106.
9. Симонян А. А. Предметно-развивающая среда армянских ДОУ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 9-3. – С. 20-23.
10. Сохин Ф. А. О задачах развития речи // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 4. – С. 13-20.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155) [Электронный документ]. – Режим доступа: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf.
12. Эльконин Д. Б. Детская психология: развитие от рождения до семилет. – М. : Просвещение, 1960. – 348с.