Наталия Русакова
Роль социальных партнеров в формировании здоровьесозидающей среды в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Роль социальных партнеров в формировании здоровьесозидающей среды в школе.
Н. М. Русакова, Т. И. Пигорева
ГБОУ лицей №95 Калининского района Санкт-Петербурга
Формирование убежденности учащихся в выборе здорового образа жизни является неотъемлемой частью системы становления здоровьесозидающей образовательной среды лицея. Воспитание ценностного отношения школьников к своему здоровью и жизни, здоровью окружающих людей – одна из задач службы сопровождения лицея.
Публикация «Роль социальных партнеров в формировании здоровьесозидающей среды в школе» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Лицей активно взаимодействует в целях реализации Программы воспитания и социализации обучающихся на основе Договоров и планов совместной деятельности с социальными партнерами :
- Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения "Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга
- Подразделение по делам несовершеннолетних 3 отдела полиции Калининского района
- Амбулаторное наркологическое отделение Калининского района Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Межрайонный наркологический диспансер №1"
- Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры центральная детская библиотека Калининского района
- Муниципальное образование муниципальный округ «Гражданка»
Во всех перечисленных учреждениях одним из приоритетных направлений работы является профилактика, в том числе зависимостей, стремление повысить уровень здоровья детей и подростков. Об актуальности этой деятельности говорят данные, полученные в результате анализа социальных паспортов лицея за последние пять лет.
Процент учащихся, относящихся к первой группе здоровья, растет. В 2015-2016 учебном году наблюдалось значительное увеличение количества учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке. Однако в последующие два года их количество уменьшалось.
Таблица №1 Выписка из социальных паспортов (2013-2018 гг.)
Учебный год 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2017-2018
Количество учащихся 715 723 746 794 795
% учащихся с группой здоровья 1 9,0% 9,4% 13,0% 12,4% 15,3%
% учащихся, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке 5,8% 5,5% 10,4% 5,8% 4,7%
Социальное партнерство играет большую роль в том, что физическое и психологическое здоровье учащихся лицея имеет тенденцию к улучшению. Специалисты центра социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга проводят в лицее профилактические занятия, на которых учащиеся в игровой форме знакомятся с влиянием на человека различных видов зависимостей, говорят о правильном поведении в социуме, об уважении личности.
В этом учебном году наши лицеисты получили возможность посещать новый интерактивный «Тайм – клуб», недавно открывшийся на Гражданском проспекте, дом 8 и являющийся филиалом Центра. Дети и подростки проводят в клубе время не просто интересно, но и с пользой для здоровья. Психологи и специалисты Центра учат релаксации, помогают снять стресс и напряжение в групп «Relaxtime»,проводят психологические тренинги для подростков 14-17 лет на тему «Жизненные ценности», занятия йогой для подростков в клубе «# в теме». Работает арт-терапевтическая группа для подростков 9-11 лет «Галерея Миров».
Многие учащиеся лицея, в том числе и нуждающиеся в психолого-педагогической поддержке, уже посещают «Тайм – клуб» и считают, что занятия в нем как интересны, так и полезны.
Медицинские психологи межрайонного наркологического диспансера № 1 Калининского районапроводят беседы с учащимися и родителями на темы: «Влияние ПАВ, алкоголя и табака на организм подростка», «Социальные последствия и правовая ответственность за употребление и распространение ПАВ». На эти же темы беседуют с лицеистами представители Комитета по борьбе с наркотиками, инспектора ПДН.
Большую информационную поддержку в становлении здоровьесозидающей образовательной среды лицея оказывает центральная детская библиотека Калининского района. Помимо этого учащиеся посещают интерактивные занятия, проходящие на базе библиотеки, посвященные ЗОЖ «Выбираю жизнь». С подростками в доступной форме говорят о вреде курения, в том числе и электронных сигарет, о влиянии алкоголя на организм, чем страшны наркотики, как важно научиться говорить нет.
Основным социальным партнером ГБОУ лицей №95 в создании здоровьесозидающей образовательной среды является центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района. Психолог Центра оказывает психологическую помощь учащимся, консультирует родителей.
Специалисты отдела профилактики разработали и реализуют программы, направленные на воспитание ЗОЖ детей и подростков: квест «Приключения спасателей» (2-5 классы, станционная игра «PRO Здоровье» (6-7 классы, мини-тренинг «Мое здоровье» (8-9 классы, дискуссия «Современные представления о ЗОЖ» (10 классы, поисковая профилактическая игра Квест «Ключ к здоровому будущему», спартакиада «Дружно, смело, с оптимизмом за здоровый образ жизни!» (6-7 классы).
Учащиеся лицея 95 неоднократно занимали призовые места в конкурсах и играх, проводимых специалистами Центра, получали благодарности за активное участие в профилактических программах, за помощь в организации и проведении мероприятий.
В лицее создан волонтерский отряд «Вожатый» (8-9 классы, аналог программы «Старший - младшему». Его участники проводят игры, беседы, конкурсы, «здоровые перемены» для учащихся начальной школы, направленные на формирование навыков ЗОЖ, позитивного общения, профилактику травматизма.
Специалисты Муниципального образования МО Гражданка проводят ряд мероприятий: интерактивные лекции по профилактике наркомании, табакокурению и алкоголя; соревнования по спортивным играм; военно-спортивная игра «Мобилизация», танцевальные марафоны.
Представленный опыт социального партнерства в целях формирования здоровьесозидающей образовательной среды лицея, демонстрирует необходимость тесного сотрудничества всех субъектов профилактики, социальных, государственных структур для достижения основной цели – воспитание личности, «осознанно выполняющей правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды» [1, с. 6].
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М. : Просвещение, 2013. 48 с.