Ирина Круглова
Подготовительные курсы и их роль в формировании первоклассника
▼ Скачать + Заказать документы
О подготовке детей к школе написано и сказано немало. Говорят психологи, говорят учителя, говорят родители, причем мнения их не всегда совпадают. В магазинах глаза разбегаются от количества книг, пособий, в названиях которых крупными буквами выделены все те же слова: "подготовка к школе".
Публикация «Подготовительные курсы и их роль в формировании первоклассника» размещена в разделах
К сожалению, в последние годы произошла подмена понятия готовности к школе. Это не вина родителей, а беда. Большинство молодых родителей вкладывают в понятие «подготовка к школе» готовность портфеля со всевозможными канцтоварами, парадная одежда и обувь для ребенка. … Но забывают самое главное - психологически подготовить своего первоклассника. Зачастую родители считают, что если их дошколенок посещает детский сад, то этого вполне достаточно, чтобы можно было не беспокоиться о его подготовке к школе : дескать, воспитатели в садике и так научат всему, чему только нужно научить. Однако, такое мнение ошибочно. На самом деле, то образование, которое дают нашим детям в среднестатиститеческих дошкольных образовательных учреждениях, не соответствует фактическим требованиям, предъявляющимся к ребенку при его поступлении в школу.
Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредото-читься, управление эмоциями)
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)
Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных психологических тестов, которыми ребенка тестируют при поступлении в школу. Но самым важным критерием является желание (или нежелание) ребенка идти в школу. Его заинтересованность и положительный настрой. Подготовительные курсы в общеобразовательном учреждении создаются и проводятся именно с целью заинтересовать ребенка, создать положительное отношение к школе, сформулировать элементарные навыки поведения в школе и подготовить к тем требованиям, которые будут предъявлены ему в данном учебном заведении.
Ребенок должен учиться понимать и принимать роль ученика, подчиняться общим школьным требованиям и требованиям учителя.
Подготовка к школе не должна заменять собой 1-й класс. Помочь адаптироваться к условиям и порядкам школы - вот настоящая задача подготовительных классов, которые создаются при школах. Она не имеет ничего общего с натаскиванием дошкольников по школьной программе. Проводимые учителем развивающие занятия не тождественны традиционным учебным занятиям, в ходе которых ребенок овладевает какими-то новыми знаниями или умениями. Смысл подготовительных занятий заключается в том, чтобы продвинуть вперед психическое развитие ребенка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, произвольное поведение, т. е. те психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения ребенком собственно учебной программы. Исходя из выше сказанного, можно от-метить "плюсы" занятий в группах при школе - это возможность увидеть школу и ее будни, так сказать, изнутри, возможность познакомиться с будущим учителем, а для ребенка - привыкнуть к окружающей обстановке. Особенно важно это для подавляющей части домашних детей, которые не посещали детский сад.
1. Подготовка будет полезна в первую очередь для тех детей, родители которых не научили их читать и писать. В этом случае неподготовленный ребенок уже в первом классе остро почувствует, что отстает от своих более подготовленных одноклассников, может начать испытывать комплексы по этому поводу, замкнуться в себе. Чувство собственной неполноценности может быть настолько велико, что в дальнейшем ребенок просто не будет развивать свои способности, и так на всю жизнь «пропишется» в отстающих учениках. С этой точки зрения плюс дошкольной подготовки в том, что детей «подтягивают» до общего уровня.
2. Подготовка учит ребенка школьной дисциплине. Детсадовский ребенок не знает, что значит отвечать, подняв руку, а только когда тебя спросят, и не кричать вслух то, что хочется сказать. Он не знает, что в туалет надо отпрашиваться, а не вставать и выходить, когда нужно. Он только учится быстро готовиться к уроку, находя в рюкзаке нужные предметы. Это сослужит прекрасную службу в первом классе : ребенок будет знать, как вести себя на уроке; не будет теряться, когда потребуется быстро сложить тетради в рюкзак и, скажем, пере-одеться на физкультуру; он, наконец, будет знать, что есть туалет «для мальчиков», а есть «для девочек» - в детском саду всё было «общее».
3. Если ребенок никогда не ходил в детский сад, то подготовка к школе ему особенно нужна. Как бы прекрасно мама ни занималась со своим чадом сидя с ним дома, главное, чему научится ее ребенок на подготовительных занятиях – это общение в коллективе. «Домашний» ребенок не привык слушаться кого бы то ни было, кроме родителей, а тут надо беспрекословно выполнять просьбы учительницы. Такой ребенок мог всегда договориться с мамой на тему «хочу – не хочу», в школе же эта система не работает. Нельзя не хотеть в данный момент заниматься математикой, а хотеть – музыкой. Таким образом, даже если ваш ребенок читает на скорость русскую классику, подготовка для него явно не будет лишней.
Мною составлена развивающая мини-программа «Пчелка», разработанная для подготовки детей к школьному обучению в начальной общеобразовательной школе. Данная программа направлена на изучение готовности ребенка к школьному обучению, на выявление индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитив-ной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при подготовке к обучению в школе.
Задача моей программы – способствовать тому, чтобы возрастные особенности (или новообразования) не просто учитывались, но и активно формировались. Педагог, используя материалы, представленные в программе, в качестве перспективы видит сформированность у детей полноценной психологической готовности к школе. Основной его задачей является создание психолого-педагогических условий, наиболее благоприятных для развития ребенка.
В данной программе применяемые методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими особенностями детей 6 – 7 лет, т. е. обуче-ние ведется в форме дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности. Основной формой организации и проведения развивающих занятий с детьми является игра, ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятное условия для психического и личностного развития ребенка. Кроме того, следует иметь ввиду, что между развивающим влиянием разных видов детской деятельности существует широкая взаимная компенсация: например, развитию тонкой моторики руки способствует и лепка, и конструирование, и рисование, и раскрашивание, и шитье, и мозаика, и все это готовит руку ребенка к письму. Для развивающей программы были разработаны и использованы раз-личные методики, тесты, игровые задания, которые прилагаются к данной про-грамме.
Учитывая все вышеизложенное, не стоит забывать о том, что в ходе развива-ющих занятий у ребенка формируется и социальная зрелость – умение общаться со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, а так-же способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что подготовка к школе является важным этапом в жизни ребенка, от которого зависит его психологическая готов-ность посещать школу, социальная адаптация, уровень знаний и навыков, кото-рые облегчат ему учебу в школе.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М. : ТЦ «Сфера», 1998 г.
2. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. – 4-е изд., стереотип. – М. : Из-дательский центр «Академия», 1998г.
3. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Авт. - сост. Е. Е. Данилова; Под ред. И. В. Дубро-виной. – М. : Издательский центр «Академия», 1998 г.