Маргарита Бушманова
«Времена года». Роль предметно-развивающей среды в формировании словаря
▼ Скачать + Заказать документы
Дерево - это любимый атрибут оформления любого кабинета. И это действительно очень красивый и необходимый объект для развивающих занятий. Дерево с меняющимся антуражем идеально подходит для изучения темы «Времена года».
Публикация «„Времена года“, Роль предметно-развивающей среды в формировании словаря» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2018
Легко решаются любые развивающие и коррекционные задачи на развитие речи:
• вводятся в речь новые слова,
• закрепляются обобщающие понятия,
• уточняются синонимические и антонимические ряды,
• совершенствуются навыки словоизменения,
• развиваются навыки словообразования,
• усваиваются пространственные понятия,
• формируются различные виды устной речи.
Помимо речевых навыков формируются сенсорные эталоны, усвоение которых крайне необходимо в системе работы с детьми с ОВЗ.
• Закрепляются названия цветов и форм,
• Расширяется конкретная лексика кинестетической модальности.
С объектом, который находится ежедневно перед глазами ребёнка, с предметами для игр под рукой, включается непроизвольное внимание и непосредственное запоминание, которое создаёт благоприятную почву для обучения.
Наблюдая за изменениями, происходящими с деревом, и, играя в предложенные игры, дети усваивают слова перцептивной лексики: полосатый, пятнистый, тёмный, светлый, блестящий, матовый, твёрдый, мягкий, шершавый, шероховатый, гладкий, зернистый, пузырчатый, пушистый, лохматый, тёплый, холодный, слоистый, шелковистый, бархатистый, а также образуют новые слова по материалу изготовления предмета.
С детьми мы играем в известную игру «Старинный сундучок» («Чудесный мешочек»). Ребёнок выбирает предмет на дереве. Затем с закрытыми глазами находит такой же предмет в шкатулке, называя из чего он сделан, какой на ощупь. Или же загадываем загадки о внешних признаках предмета, а дети ищут этот предмет в сундучке.
Загадаю-ка я вам эвенкийскую загадку:
«В году у девушки четыре имени». Отгадали первое имя?
Ну, конечно, это «Зима».
Над деревом серебряная туча, из-за которой пробиваются редкие солнечные лучи. Медленно кружатся снежинки. На дереве белая плетё ная крона с зимним пейзажем: бумажные зимующие птицы, кисть рябины, ёлочки прищепки на синельной (пушистой) проволоке. Под деревом всех ожидает дед Мороз с горой подарков в санях. Он постарался исполнить все просьбы и желания, о которых узнал из писем, присланных ему по почте.
«Весна» - это имя второй девушки.
Всё чаще солнышко выглядывает из-за тучки, моросит весенний дождь. На сиреневой кроне появились первые зелёные листочки-пёрышки, цветы из фетра. На проводах расположилась семья ласточек. Под деревом стоит тачка с материалом для оформления садовых дорожек, альпийских горок. Около дерева расцвели тюльпаны.
Третье имя девушки, как вы уже догадались, - это «Лето».
Ярко светит солнышко. Дерево радуется тёплому летнему дождику. На зелёной кроне дерева появились яблоки и груши. А сколько насекомых вокруг. На лужайке в тачке лежит собранный урожай овощей и фруктов. Жуку не терпится узнать: что выросло в этом году и куда спряталась медлительная улитка?
Четвертая девушка- это «Осень».
Реже выглядывает солнышко из-за тучи. Чаще идут дожди. На оранжевой кроне висят яркие листья с семенами и плодами: тут и гроздья рябины, кленовые листья с крылатками, дубовые листья с жёлудями. Золотая Осень примерила серьги из золота, увы, уже посеребренные первым инеем.
Мини-дерево. (Многофункциональное пособие).
Пособие состоит из пластиковой чаши, в которую помещено мини-дерево.
В чаше находится корм для птиц в сеточках и флакончиках и перья птиц. На ветки дерева приклеены листочки. Подобраны картинки с перелётными и зимующими птицами и загадки о них, напечатанные на обратной стороне картинки. На грудке, хвосте или голове наклеено перо соответствующего цвета.
В ходе игр дети знакомятся с названием птиц, сравнивают их, составляют описательные рассказы. Отгадывая загадки о птицах, закрепляют знания о поведении птиц. Узнают, кто из птиц улетает в тёплые края, а кто остаётся зимовать. Занимаясь «кормлением» птиц, совершенствуют мелкую моторику пальцев рук, насыпая зёрнышки в чашу из бутылочек и, собирая их обратно. Более крупный корм кладут в сеточки, завязывая другой конец сетки верёвочкой, или, зажимая гибкой пластиковой полоской, и развешивают на дереве. Подбирая потерянное перо, повторяют названия цвета и оттенки, развивают навыки словообразования, в частности, образование притяжательных прилагательных.
Таким образом, проявляя фантазию, логопед создаёт в своём кабинете необходимые условия для обучения, позитивного настроя и эстетического наслаждения.