Анна Золотова
Роль сказки в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Золотова Анна Евгеньевна
«Роль сказки в воспитании нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста»
В нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств — сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и может оставаться с ним на всю жизнь.
Публикация «Роль сказки в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Сказка, ее композиции яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей сути образы, выразительный язык, динамика событий особые причинно-следственные связи и явления — все это делает сказку особенной интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом нравственно здоровой личности ребенка.
Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям — “Слушайся родителей, уважай старших”, “Не уходи из дома без разрешения”, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказки содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Какими будут наши дети — внимательными, заботливыми, добрыми, уступчивыми, милыми или, наоборот, эгоистичными, бестактными, агрессивными — зависит только от нас — их родителей? В семье дети формируют свое отношение к миру людей, к вещам, к природе, развивают и укрепляют свои чувства.
Как мы можем воспитывать наших детей, чтобы они были добрыми, чуткими и внимательными людьми? Как воспитывать ребенка, чтобы он вырос счастливым человеком?
Моральные чувства дошкольников формируются в сочетании с моральным поведением. Обязательно поговорите с ребенком после прочтения истории. За это время можно раскрыть суть персонажей, оценить их действия, рассказать о положительных и отрицательных сторонах. Выбор чтения сказок вслух зависит от того, какие моральные чувства вы можете сформировать в вашем ребенке.
Развитие чувства уважения к старшим органично связано с задачей формирования культуры поведения детей по отношению к другим людям. Привычка всегда быть вежливым, готовность активно заботиться о старшем и молодом поколении, результаты работы взрослых по бережному отношению к своей деятельности. Языковая культура и моральные качества (правдивость, честность, скромность, терпение, терпимость и соответствие) продолжают развиваться.
Образовательная ценность сказок состоит в том, что в них запечатлены лучшие качества русского трудового народа: Любовь к свободе, природному интеллекту, настойчивости, настойчивости.
Сказки учат детей гордиться своим народом и любить Родину. Фольклорная сказка обычно вызывает у детей богатые эмоции, что усиливает ее воспитательный эффект. Интенсивность детских переживаний тесно связана с содержанием сюжета, разнообразием приключений, переживаемых его героями.
Эмоции способствуют тому, что дошкольники понимают смысл, главную идею работы. Эти качества народной сказки характеризуют ее как высокохудожественное произведение для детей, что соответствует психологическим особенностям возраста. Сказка говорит с детьми на языке искусства — легком, жизнерадостном, понятном и убедительном. Сказка — это не просто выдумка для ребенка, это особая реальность, реальность эмоционального мира. Сказка расширяет для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольники сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и независимость, гнев и жалость, предательство и хитрость и тому подобное.
Форма представления этих явлений, особая, сказочная, доступная для понимания ребенку, и уровень проявлений, нравственный смысл остаются реальными «взрослыми». Эти уроки, которые дает сказка, являются уроками для жизни и для молодых и старых. Это беспрецедентные уроки морали для детей, которые показывают, как сказки влияют на детей так, как взрослые не могут предвидеть.
Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них есть внутренний импульс, чтобы помочь, помочь, защитить, но эти эмоции быстро исчезают, потому что нет условий для их реализации. Правда, они как аккумулятор, заряжающий душу нравственной энергией. Когда читаешь сказки ребенку, когда смотришь на картинки вместе с ним и с искренним интересом комментируешь их, понимаешь, что это, пожалуй, важнее и, прежде всего, эффективнее, чем последующая работа со взрослыми детьми в течение нескольких лет. Именно это и создает то богатство — естественный и неизменный интерес к книгам, к идее правильного, красивого литературного языка, вкус к родному языку, который впоследствии будет называться врожденной грамотностью. Пропустите этот момент — и потребуются годы специальных техник и другой педагогической мудрости, чтобы достичь того, что сейчас так легко достигается — просто читайте сказки своему ребенку.
Многие сказки внушают уверенность в торжестве истины, в победе добра над злом. Дети особенно любят оптимизм сказок и усиливают воспитательную ценность этих средств.
Напряженность сюжета, образность и развлекательная натура делают сказки эффективным средством обучения. Схема событий, внешних столкновений и борьбы в сказках очень сложная. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и привлекает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждать, что в сказках учитываются психические особенности детей, особенно нестабильность и подвижность их внимания.
Работа со сказками принимает различные формы: Чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных персонажей и причин их успехов или неудач, театральное исполнение сказок, проведение конкурса сказочников, выставки детских рисунков по мотивам сказок и многое другое.
Когда ребенок начинает узнавать себя и исследовать окружающий мир, у него возникает много вопросов к взрослым. Многие вопросы детей сбивают с толку взрослых. Нелегко объяснить ребенку, почему вещи происходят так, как они происходят, и что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Один из признаков настоящей сказки — хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни случилось в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, с которыми столкнулись герои, были необходимы для того, чтобы сделать их сильнее и мудрее. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший что-то плохое, обязательно получит по заслугам. А герой, прошедший все испытания и проявивший свои лучшие качества, обязательно будет вознагражден. Таков закон жизни: как ты обращаешься с миром, он обращается с тобой!
Сказка входит в жизнь ребенка с раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на протяжении всей жизни. Сказки — это начало знакомства ребенка с миром литературы, человеческими отношениями и миром в целом.
Сказки дают детям поэтическое и многогранное изображение своих персонажей и оставляют место для воображения. Нравственные понятия, ярко изображенные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и во взаимоотношениях с близкими людьми, становятся нравственными нормами, определяющими желания и поступки ребенка.
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и морально однозначные характеры, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, понятные дошкольникам, делают сказку особенно интересной и увлекательной для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности детей.
Использование сказок в воспитательной работе с детьми
Для того чтобы ребенок в полной мере жил и чувствовал сказку, необходимо, чтобы она нашла свое отражение во всех видах деятельности ребенка, поэтому он должен прожить в ней какое-то время. Используя сказочные действия, сказочные мотивы в различных видах деятельности, можно успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Изображения из сказок дают определенную информацию об окружающем мире, то есть обладают когнитивной ценностью. Необходимо пробудить в детях национальное самосознание, дать им ощущение национального идеала, почувствовать себя получателями славы русских героев. Много информации содержит детские рисунки, сделанные после прослушивания сказки или просмотра спектакля. Внимательно глядя на них, анализируя их темы, содержание, манеру изложения, средства выражения и т. д., можно узнать, какие сказочные персонажи вызывали у детей наибольшую эмоциональную реакцию, какие из них им больше всего понравились, какие сказочные персонажи они вообразили, и так далее.
Таким образом, сказка, которую дети слышат из уст взрослых или видят на «театральных подмостках» в детских садах, может стать мощным эмоциональным стимулом, который питает детское творчество и становится источником новых художественных впечатлений от них. Чем сильнее эмоциональное воздействие сказки на детей, тем интереснее и разнообразнее их рисунки.
В работе по знакомству со сказками должны участвовать родители. Родители придумывают сказки с детьми и рисуют им иллюстрации. Совместное творчество родителей и детей создает атмосферу доверия, свободы общения, удовлетворения, обеспечивает наиболее свободный эмоциональный контакт детей друг с другом и с учителем, их взаимное доверие, эмоциональную свободу самовыражения и др. Все это в конечном итоге приводит к творческому освобождению, созданию ярких, неповторимых, индивидуальных образов.
Ролевые игры имеют особое значение для развития творческого процесса. Сказка и игра — самый верный и короткий путь к голове и сердцу ребенка. С помощью игр и сказок намного легче обучить ребенка определенным навыкам, научиться ладить с другими детьми и взрослыми.
Работа с детьми.
1. Знакомство детей со сказкой. (Чтение и рассказывание сказки, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам, рассматривание видеозаписей).
2. Пересказ детьми содержания сказки с помощью воспитателя, настольный театр, теневой театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3. Лепка, рисование, конструирование по мотивам сказок.
4. Разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры драматизации, творческие игры.
Работа с родителями
Анкетирование родителей «Роль сказок в воспитании ребенка».
Родительское собрание в форме круглого стола «Использование сказкотерапии как нетрадиционного метода».
- Папка-передвижка «Сказкотерапия».
- Рекомендации родителям «Как научить ребёнка слушать сказки».
- Оформление совместно с родителями выставки книг «Моя любимая сказка».
- Консультация «Роль сказок в формировании математических представлений».
- Мастер-класс «Как сделать сказку интересной».
- Консультация «Народная сказка в системе нравственного воспитания младших дошкольников».
- Информация для родителей через личный сайт педагога.
Литература
1. Л. В. Коломийченко, Г. И. Чугуева, Л. И. Югова «Занятия для детей 3-5 лет» по социально-коммуникативному развитию. Издательство «Творческий центр Сфера», Москва 2015.
2. Т. А Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении». Издательство «Творческий центр Сфера», Москва 2007.
3. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи»». Издательство «Мозаика-Синтез». Москва, 2010г.
4. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи». «Творческий центр Сфера», Москва 2011.
5. Н. Исаева Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. №7. С. 19
6. Н. Султанова, Н. Цилько. Духовно-нравственное воспитание дошколь-ников // Дошкольное воспитание. 2004. №5. С. 7 - 14.
7. Интернет-ресурсы https://nsportal.ru