Оксана Рубейкина
Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников
▼ Скачать
РОЛЬ СКАЗКИ В ФОРМИРОВАНИИ
НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
На сегодняшний день остро встает вопрос о формировании нравственных качеств дошкольников. Современные родители занимаются воспитанием своих маленьких детей, прибегая к новым технологиям, интерактивным играм, а также применением гаджетов. А ведь именно взрослый демонстрирует пример для подражания и является образцом поведения [1]. Безусловно, подавляющее большинство представителей современного взрослого поколения не использует такое средство воспитания, как сказка, и очень зря.
Публикация «Роль сказки в формировании нравственных качеств дошкольников» размещена в разделах
Сказка, пожалуй, является самым распространенным видом УНТ (устного народного творчества). Причиной тому является тот факт, что дети в дошкольном возрасте лучше всего воспринимают информацию с помощью наглядных образов. Этого можно достичь, если преподносить информацию через сказку. Герои сказок показывают ребенку положительные и отрицательные черты, чтобы тот имел представление о добре и зле, о том, что такое хорошо и что такое плохо. Вспомним, например, сказку о Красной Шапочке. Так, ребенок понимает, что Волк выступает в качестве антагониста (он же главный злодей, а Петя выступает в роли протагониста, то есть главного положительного героя.
Отличительной особенностью сказки с точки зрения духовного воспитания является то, что она не трактует директивные указания, а лишь учит быть добрым и отзывчивым, смелым и трудолюбивым, осторожным и внимательным.
Что же касается отрицательных героев, то они демонстрируют плохие поступки, а их поведение зачастую можно охарактеризовать как делинквентное. Тем не менее, благодаря отрицательным героям у дошкольников есть представление о том, что зло – это плохо, что справедливость, рано ли поздно ли, наступит. Сказка демонстрирует, что несмотря на все сложности, нельзя сдаваться и нужно достигать своей цели, во что бы то ни стало. И, конечно же, по традициям, хорошая сказка имеет счастливый финал. Все сложности, с которыми сталкиваются герои, даются им для того, чтобы герои были наделены силой, храбростью, мудростью.
С точки зрения роли педагога, здесь важно отметить тот факт, что педагогу следует обратить внимание на то, что гораздо лучше будет учиться на опыте других, нежели чем на своих ошибках. Именно сказка позволяет сформировать такой склад ума. Герои сказок демонстрируют свои удачи и поражения, а дошкольнику же остается усвоить эти жизненно важные уроки. Наиболее яркими примерами, пожалуй, являются мысли о том, что следует относиться к другим таким образом, как хотелось бы, чтобы относились к тебе другие; а также то, что лишь добрые дела и благие намерения помогают обрести настоящих друзей [2].
Если переложить роль сказки в реальной жизни, то можно утверждать, что сказка нужна и по сей день – она носит как развлекательный характер, так и прививает чувство справедливости, а также любовь к добру, воспитывает воображение, дает духовную пищу для размышления не только ребенку, но и взрослому, в осознанном возрасте. Именно эти качества были, есть и будут важны человеку во все времена [3].
Библиографический список:
1) Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004 – 96 с.
2) Николаева, Н. Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании / Н. Д. Николаева // Этнопедагогика в условиях модернизации российского образования. – Якутск, 2004. – С. 145–147.
3) Новикова, В. И. Использование традиций народной педагогики при воспитании доброты у младших школьников / В. И. Новикова. – Таганрог: ТГПИ. – 2000. – 20 с.