Керимова Альбина Абдулаховна
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие детей в возрасте 3-4 года проходит через значительные изменения и развитие. В этом возрасте дети продолжают активно исследовать мир вокруг себя с помощью своих чувств. Вот некоторые общие милейшие моменты сенсорного развития детей в этом возрасте :
Публикация «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
1. Зрительное восприятие: дети в возрасте 3-4 лет развивают способность видеть и различать детали, учатся фокусировать свое зрение и следовать за движущимися объектами. Они также начинают распознавать и называть цвета и формы.
2. Слуховое восприятие: дети этого возраста развивают способность слышать и различать звуки. Они могут легко интегрировать звуки в речь и начинают слышать и распознавать знакомые слова и звуки окружающей среды.
3. Осязание: дети в возрасте 3-4 лет активно исследуют предметы, используя свои руки и пальцы. Они могут чувствовать различные текстуры, формы и размеры предметов. Развивается их моторика и они становятся все более ловкими в использовании инструментов, игрушек и повседневных предметов.
4. Обоняние и вкус: дети начинают замечать и различать различные запахи и вкусы. Они могут показывать предпочтения в пище, а также распознавать знакомые ароматы.
5. Кинестетика: дети в этом возрасте развивают свои навыки движения и координации. Они могут прыгать, бегать, лазить, балансировать и играть с мячами, развивая свои моторные навыки и чувство равновесия. Они также начинают осознавать свое тело и пространство вокруг себя.
Взаимодействие с окружающей средой и игры, которые поддерживают развитие сенсорных навыков, очень важны для дальнейшего сенсорного развития детей 3-4 лет.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что в наши дни большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой которого является сенсорное воспитание, она может привести к появлению ряда трудностей в дальнейшем формировании ребенка. Именно дошкольный возраст самый благоприятный для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Общеизвестно, что сенсорное развитие — это фундамент общего умственного роста ребенка. Дошкольное детство эта главная «копилка» представлений об окружающем мире, улучшение деятельности органов чувств, именно этот период самый важный для развития «сенсорики». Насколько успешным будет это развитие, зависит от того, как рано началось обучение и воспитание. Каждый возрастной период в процессе развития отвечает за определенное воздействие окружающего мира на мозг. Таким образом, необходимо создать благоприятные условия в каждой возрастной группе, именно они приведут к успеху умственного роста и восприятия мира.
Современные педагоги, работая над обучением и воспитанием детей, имеют большой выбор материала для практических занятий, который помогает развивать сенсорные функции. Основными являются традиционные методы обучения, но нетрадиционные методы более просты и доступны, они интересны детям и очень эффективны в работе. Роль воспитателя состоит в необходимости раскрыть детям все стороны восприятия, которые ребенок может не заметить, помочь определиться в отношении к ним. Необходимо помочь ребенку лучше пользоваться своими сенсорными знаниями и движениями, стимулировать самостоятельность.
Сенсорное развитие, как основа умственного развития ребенка, имеет важное значение и является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. Аппликация, лепка и рисование, как виды продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей дошкольного возраста. Но практика применения дидактических игр с сенсорным содержанием показала, что наиболее насыщенно происходит сенсорное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр в определенном порядке.
Дидактические игры по сенсорному воспитанию способны усовершенствовать работу педагога и помогают в процессе сенсорного развития, они могут служить оценкой эффективности используемых средств сенсорного воспитания и при необходимости привлекать новые.
В группе, благодаря работе воспитателей, создаются благоприятные условия для сенсорного развития детей, оборудуется сенсорный уголок. При организации уголка учитываются следующие критерии: доступность, безопасность, эстетичность и соответствие возрастным особенностям дошкольников.
Таким образом, условия, создаваемые в группе воспитателем, способствуют: стимуляции сенсорных функций (зрение, обоняние, слух, осязание); развитию мелкой моторики рук ребенка; симуляции двигательной активности; активизации когнитивных процессов: памяти, мышления, внимания, восприятия); снятию мышечного и психоэмоционального напряжения; повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Такая организация развивающей предметно-пространственной среды для детей дошкольного возраста является наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.
Подводя итог, становится понятно, что сенсорное воспитание необходимо развивать в совокупности с разнообразной повседневной деятельностью детей. Развитие сенсорики – это не просто умение правильно назвать какое-либо свойство, необходимо четко представлять все его разновидности, и уметь применять такие представления в дальнейшей работе.