Наталья Чуракова
Роль семьи в развитии речи ребенка.
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое,психическое,и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Навык правильной речи,так же как и все другие навыки,дети приобретают в семье от своих родных и близких людей :матерей,отцов, бабушек,дедушек,старших братьев и сестер
Многие думают,что речь ребенка развивается самостоятельно,без помощи взрослых, будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным звукопроизношением. Невмешательство взрослых в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Родители должны всегда стараться воздействовать на формирование детской речи, начиная с самого рождения малыша, так как речевые недостатки, закрепившиеся в детстве с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Огромное значение имеет и то, что ребенок слышит правильную,отчетливую речь с раннего возраста, на примере которой формируется его собственная речь.
Публикация «Роль семьи в развитии речи ребенка,» размещена в разделах
Родителям просто необходимо знать,какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых. Взрослые должны говорить правильно,не «сюсюкаясь»,не искажая слов, четко произнося каждый звук. Родители обязаны следить за своей речью, для того чтобы до уха их малыша не долетали искаженные слова(«ваще»вместо «вообще», «ложи» вместо «клади» и т. д.)
Чтобы легче ребенок перенимал артикуляцию взрослых,необходимо приучить малыша смотреть прямо на говорящего.
Выходя на прогулку с ребенком необходимо не только дышать свежим воздухом,любоваться природой,но и одновременно развивать речь. Например, рассматривая деревья,различая их по внешнему виду, ребенок усваивает новые слова по теме «Деревья».
Так же важно разъяснять ребенку не только название,но и обозначения составных частей различных предметов. Например: «У дома есть крыша, стены, двери, окна».Обязательно рекомендуется предоставлять малышу возможность сравнивать предметы,сопоставлять их по величине,форме, цвету,ведь крыши бывают красные и серые, стены высокие и низкие,окна маленькие и большие.
Очень важно не перегружать малыша информацией, иначе все может смешаться и ничего не запомнится, более того может пропасть сам интерес к узнаванию нового.
Особенно четко нужно произносить незнакомые,новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь к сыну или дочери вы побуждаете их отвечать,а они имеют возможность внимательно прислушиваться к вашей речи.
Часто родители спрашивают надо ли прерывать рассказ о чем- то новым для того, чтобы задать вопрос «на понимание». Когда ребенок видит, например, воробья,то какое-то время наблюдает за ним,при этом может что-нибудь говорить, подражать «чириканью» или движениям птиц. Постарайтесь не перебивать ребенка, а чуть погодя выдайте полезную информацию, но так,чтобы ребенок некоторое время смотрел на объект и соотносил услышанное с увиденным.
Вокруг столько нового, интересного, все хочется потрогать,попробовать. Не ограничивайте малыша в катании на горке и качелях,разрешите ему залезть на большой камень и погладить кота. Все то,что делает малыш необходимо комментировать. Обозначить действие сложнее,чем предметы,поэтому их лучше повторять несколько раз.
Разговор у детей очень часто являются «эхом» того,что услышано дома,даже интонации порой передаются совершенно точно. Необходимо знать очень важный момент :в этом возрасте ребенку недоступен подтекст. Поэтому советы и рекомендации нужно давать напрямую,в однозначной формулировке.
Старайтесь оттачивать разные стороны речи ребенка. Хотите получить уменьшительные -ласкательные словечки,закрепить понятия «большой -маленький», а за одно и снабдить малыша знаниями о зверях и их детенышах необходимо запастись игрушками :маленькими и большими медведями, волками, лисами. И начните играть “Где лиса, а где лисенок? Лисенок маленький, а лиса какая? Кто у лисы детеныш?».
При рассматривании сюжетных картинок необходимо рассказать ребенку,что на них изображено,и по ходу дела задавать вопросы. Постарайтесь, чтобы вопросы были ребенку по силам и не несли в себе отрицательного заряда. Они должны быть точными.
Очень хорошо, если ребенок, слушая,как вы читаете,вставляет знакомые слова,заканчивает предложения. Для этого давайте ему время приготовится,делая небольшие паузы и показывая,что вы ждете его дополнения.