Лидия Сумарокова
Доклад к родительскому собранию «Роль семьи в развитии речи ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным для умственного развития ребёнка является овладение им правильной речью. В семье родители понимают ребёнка с полуслова. Поэтому дома не испытывает неудобства от несовершенства своей речи. Но рассматривается круг его общения с окружающими, посторонние не понимают искаженных, неправильно произносимых слов. Такая речь затрудняет общение с людьми, способствует развитию замкнутости, накладывает отпечаток на формирование характера. Ребёнок подражает близким людям, иногда точно копирую даже интонацию. Потому родители должны тщательно следить за своей речью. Родители должны помочь ребёнку понять существенность того, что слово выражает, научить его пользоваться словом в общении.
Публикация «Доклад к родительскому собранию „Роль семьи в развитии речи ребёнка“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Для развития связной речи детей хорошо использовать картинки, иллюстрации которые дети не только смотрели, но рассказывали их содержание.
Дети очень любят делиться с близкими своими впечатлениями. Родителям нужно почаще просить их рассказать о том, во что играли и как занимались в детском саду, что интересного встретилось по пути домой, каково содержание просмотренного кинофильма, телевизионной передачи и т. д.
Обучение детей рассказыванию и пересказыванию – серьёзная, требующая от родителей большого внимания работа. Дети охотно придумывают конец начатого взрослыми рассказа, рассказа на заданную тему. Небольшие инсценировки.
Наиболее доступной для организации в семье и эффективной формой развития речи ребёнка является беседа. Тематика бесед родителей с детьми должна быть самой разнообразной. Это беседы, отражение деятельности самих детей, труда взрослых, о событиях общественной жизни, на морально-этические темы, о природе, прочитанной литературе, предметах и игрушках, их качествах и взаимосвязи.
Развитие речи имеет следующие разделы: формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи; формирование грамматического строя речи, развитие связной речи; ознакомление с произношением художественной литературы.
Развитие речи
Формирование словаря.
Приёмы словарной работы:
1. Показ с называнием при рассматривании окружающих предметов («Наши игрушки», «Что стоит и лежит в буфете?», «Наша мебель и мебель для кукол»). В дидактических играх типа «Чудесная коробка» (наборы одежды, обуви, головных уборов). Взрослый уточняет представления ребёнка о назначении, цвете, размере предмета.
2. Сочетание показа предмета с активными действиями ребёнка по его обследованию (ощупыванию, восприятию на слух, на вкус и т. п.) Этот приём употребляется при целенаправленном рассматривании любого нового предмета, восприятии его цвета, формы, материала, расположения частей. Игра «Чудесный мешочек».
3. Сравнение сходных по внешнему виду предметов (шуба-пальто, чайник-кофейник, туфли-босоножки и т. п.). Игры «Не ошибись», «Что изменилось?», «Кто, на чём в гости приехал».
4. Задания, предполагающие ответ действий (принести, найди, покажи). Они позволяют выяснить, понимает ли ребёнок инструкцию взрослого и появилось ли слово в пассивном словаре малыша.
5. Создание воображаемых ситуаций. Воображение 4-го года развито слабо, но ребята подражают, копируют (имитация поведения животных, приготовление куклам еды). Чтобы новое слово запомнилось, нужно создать условия для много кратного повторения.
Воспитание звуковой культуры.
У младшего дошкольника должно быть отработано четкое произношение всех звуков родного языка, за исключением наиболее трудных шипящих (ж, щ, ч, ш) и сонорных (л, р). Осваивая согласные, дети вначале учатся произносить губно-губные звуки (м, б, п). губно-зубные (в, ф, переднеязычные (н, д, т, заднеязычные (к, х, г). Дети должны хорошо открывать рот, что достигается, правильной артикуляционной гласной «а», и плотно смыкать губы, чему способствует четкое произношение звуков м, п, б.
Приёмы формирования звукопроизношения:
1. Сочетание хорового повторения с индивидуальными. У-у-у – сигналит паровоз; Ф-ф-ф – фыркает ёж; А-а-а – лепечет маленький ребёнок; В-в-в – самолёт; С-с-с – водопроводный кран, вода; З-з-з – комар и др.
2. Использование дидактических игр «Заводные игрушки». Взрослый «заводит ключиком».
3. Использование детьми «длинных песенок». Предлагается длительно (2-3сек.) произносить звук на одном выдохе. Упражнение «вытягивать ниточки» (разводит руки в стороны и произносит звук).
4. Исполнение песенок с различной силой голоса и тональностью (паровоз – басовито, игрушечный паровозик – тоненько).
Для закрепления звука используются следующие приёмы:
1. Показ игр-инсценировок. По ходу инсценировки повторяют отдельные слова и фразы, в которых встречаются осваиваемые звуки, также дети произносят вопросительные и восклицательные предложения с интонацией грусти, радости и т. п.
2. Проговаривание детьми в игровой ситуации отрывков из программных стихотворений.
3. Дидактические упражнения типа «Узнай и назови». Достают из коробки игрушки или картинки и называют, в названиях которых встречается отдельный звук (капуста, гуси, петух, удочка – звук «у»).
4. Повторение детьми чистоговорок. Баю-баю-баю – Катеньку качаю; баю-баю-баю – глазки закрывай; Лю-ли, лю-ли, лю-ли – куколки уснули и др.
Формирование грамматического строя речи.
1. Дети договаривают слова, включенные в рассказ взрослого, рифмовку (Лучше нас, лесных ежей, нет на свете….сторожей); называют, что на картинке в единственном, что во множественном числе (зеркало, яблоко; много книг, воробьёв, гусей и т. д.).
2. Рассказывают о том, что изменилось (грибов стало больше, теперь нет ёлочек).
3.«Добавь слово» - существительное с ласкательными и уменьшительными суффиксами –ик, -ечк, -ичк и др. (дом-домик, стол-столик)
4. Задания на исследование в речи существительных, обозначающих детёнышей животных в родительном и винительном падеже множественного числа (мышат, лягушат, цыплят).
5.«Чья вещь», «Моё желтое ведёрко», «Мой слоник» - согласование существительных с прилагательными; личными местоимениями. Множественными местоимениями.
6. Употребление предлогов и наречий – «Где Миша искал свою игрушку?», «Зайцы в лесу», «Что изменилось». Предлоги (в, на, под, за).
7. Упражнения, требующие от ребёнка развернутого высказывания и ответа на вопросы «Зачем?», «Почему?», «Когда?», «Как?»
8. Приём «договаривания» - (сказки, рассказы). «Толкнула она дверь…» - «Дверь и открылась».
9. Рассматривание сюжетных картинок. Охарактеризовать место действия (в песочнице, на горке, возле девочек); время (летом, в солнечный денёк, установить приемно-следственные отношения (Чтобы играть с песком, Таня взяла формочки и совок. Бодаться козлята не могут: рожки ещё не выросли).
Развитие связной речи.
Детей следует учить:
Понимать разнообразные вопросы и отвечать;
Задавать вопросы самого разного характера;
Активно включаться в разговор;
Принимать участие в драматизации;
Объяснять содержание картины, правила поведения, устройство несложной игрушки.
Во II младшей группе дошкольников начинают готовить к обучению рассказывания, и это достигается на занятиях по рассматриванию сюжетных картин.
Ведущий приём – вопросы.
1. Вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода. (Почему остановили лошадку? – «Надо её напоить»)
2. Вопросы, любимизирующие личный опыт ребёнка. (Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик, и песок не рассыпается)
3. Вопросы, требующие ответа – предположения, выходящие за пределы изображенного, они помогают сказать не только о настоящем, но и о прошедшем, о будущем. (Танюша взяла в руки меч. Может, она кого-то ждёт? Других детей ждёт. Будет играть в меч с мамой.)
Ознакомление с произведениями художественной литературы.
Младших дошкольников приучают слушать сказки, воспитывают умения воспроизводить последовательность описанных в произведении событий с помощью 3-4 вопросов, выразительно читать небольшими по объёму стихотворения. При этом используется демонстрация игрушек, предметов, иллюстраций.
А также целесообразно предусмотреть какие-то игровые действия, которые могут привлечь малышей. (лошадка – может покататься на лошадке) и т. д.