Ольга Короткова
Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Роль и место игры в развитии познавательных способностей
ребенка – дошкольника
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития детей. Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Публикация «Роль и место игры в развитии познавательных способностей ребенка-дошкольника» размещена в разделах
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Проблема исследования познавательных способностей детей давно привлекала внимание педагогов и психологов. Многие из них: Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н. и др. утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.
Интенсивное развитие познавательных способностей дошкольников невозможно без проведения с детьми специальных занятий. В качестве главного занятия для развития познавательных способностей дошкольников должен выступать важнейший вид деятельности ребенка – игра (дидактическая). В игре естественным для дошкольника образом происходит умственное развитие, становление личности ребенка в целом. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира.
Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая. Задачи дидактических игр разнообразны. Наиболее важны для умственного развития детей следующие : сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок (определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение). Все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание - умение сосредоточиться на поставленной цели.
По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, словесные игры и настольного - печатные игры. Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, природным материалом, мозаикой. Игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают сенсорные способности детей.
Настольно - печатные игры направлены на развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др., уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний. Они делятся на несколько видов: лото, домино, парные картинки, складные кубики.
Наиболее интересны для детей и полезны для умственного развития разнообразные игры - загадки. Отгадывание и особенно загадывание загадок требует рассуждения, умения определить существенные признаки предмета, узнать предмет по признакам.
Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, необходимо не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Важно помнить, что подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольника, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка : одному надо дать загадку легче, другому можно посложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Развивающая игра должна длиться не более 10 -20 минут. Наиболее эффективные игры включают в себя смену видов деятельности. Такие игры помогают дольше удерживать детское внимание и стимулируют повышенный интерес у ребенка.
Развитие познавательных способностей дошкольников опирается на естественную детскую потребность исследовать и открывать новое, формулировать свежие идеи, самостоятельно добывать знания.
Ученые выделяют различные пути развития познавательных способностей. Одним из эффективных и интересных является исследовательская деятельность. Основная тенденция развития интеллекта состоит в том, чтобы дошкольники по возможности самостоятельно выводили утверждение из конкретных фактов. Самостоятельные выводы детей должны опираться на их собственные наблюдения. Развитию у детей наблюдательности способствует работа с дидактическим материалом Монтессори, природное окружение, организованные прогулки и экскурсии, исследовательская деятельность. Любимым видом детской деятельности является конструирование. Это не только интересное, но и весьма полезное занятие. При конструировании дети учатся анализировать предметы, выделять характерные признаки, сравнивать по этим признакам. Кроме того, развивается способность устанавливать разнообразные зависимости между отдельными явлениями (зависимость конструкции от ее назначения и т. п.); совершенствуется умение планировать свою деятельность, работать целенаправленно, проявляя самостоятельность, инициативность, вымысел. Такая деятельность имеет большое значение для развития творческого воображения, фантазии, мышления, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций.
Важно, чтобы окружающая предметная среда была представлена соответствующими возрасту книгами познавательного характера, наборами конструкторов, разнообразием средств для рисования и поделок.
Используемая литература интернетресурсы:
Баранник Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 916-919.
https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=654422
© Библиофонд