Елена Ченченко
Роль самообразования в развитии профессиональной компетенции педагога.
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Константин Сергеевич Станиславский
Современное дошкольное общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "Образование для всех, образование через всю жизнь".
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям, как первой ступени в системе непрерывного образования.
Публикация «Роль самообразования в развитии профессиональной компетенции педагога,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров. Важно отметить, что в современных условиях реформирования образования радикально меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.
В настоящий момент мы отмечаем, что сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и профессиональной компетенции педагогов меняется и методическая работа с кадрами, характер которой зависит от профессиональной компетентности каждого педагога.
Следовательно, самообразование - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к нам самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные.
Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире.
В настоящее время существует проблема формирования педагога инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу.
Методическая работа, помогающая самообразованию педагогов, занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением в условиях опытно-экспериментальной работы, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности, повышению уровня его профессиональной компетенции.
В нашем дошкольном образовательном учреждении мы стараемся так организовать работу, чтобы самообразование каждого педагога стало его потребностью, потому что самообразование - это первая ступенька к совершенствованию профессионального мастерства.
В нашем ДОУ для самообразования педагогов используются такие формы организации методической работы :
- групповые формы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.);
- индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т. д.).
Рассмотрим основные формы методической работы, способствующие самообразованию воспитателей :
- Педагогический совет - это высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом, ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения. Кроме того, педагоги делятся своим опытом, обсуждают различные вопросы, связанные с воспитательно - образовательным процессом, обсуждают открытые мероприятия.
- Консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики, по заявкам воспитателей, по темам самообразования педагогов. При проведении консультаций, мы, не только ставим задачу передачи знаний педагогам, но и стремимся сформировать у них творческое отношение к деятельности.
- Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой как методической работы в детском саду, так и самообразования педагогов.
В годовом плане нашего ДОУ планируется четыре семинара в год. Темы семинаров определяем совместно с воспитателями, учитывая их темы по самообразованию. Например, такие темы, как «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет», «Экологическое воспитание дошкольников», «Совершенствование системы дошкольного образования в условиях перехода на ФГОС», «Организация взаимодействия ДОУ и родителей через совместные проекты». Составляем развернутый план семинара с четким указанием времени работы, продуманностью заданий для желающих принять участие в его работе. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов. Если семинар длительный, то я подготавливаю памятку участникам семинара, в которой указываю тему, место и порядок проведения, перечень вопросов, над которыми необходимо подумать, обязательный перечень литературы, с которой полезно предварительно познакомиться. Важно продумать методы и формы включения всех участников семинара в активное обсуждение темы. Для этого используются и ситуативные задачи, а как бы, поступили вы и почему, работа с перфокартами, обсуждение двух противоположных точек зрения, работа с нормативными документами, методы игрового моделирования и др. По окончании работы семинара мы часто оформляем выставку работ педагогов. Например «Мы спасем мир!», «За здоровьем в детский сад», «Я перехожу на ФГОС2 и др.
- Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. При проведении открытого показа, мы ставим несколько целей:
- пропаганда опыта;
-обучение педагогов методам и приемам работы с детьми;
-самообразование педагогов.
В результате открытых показов, как показывает наша практика, происходит ч изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией самообразования. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов.
- деловые игры нашли широкое применение в методической работе нашего ДОУ, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели, главная из которых – самообразование. В этом году мы провели три деловых игры на темы: «Проектный метод, как метод взаимодействия с родителями в условиях ФГОС ДО», «Семейные ценности в воспитании детей», «Взаимодействие педагогов».
- Круглый стол - одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость, сплоченность, способствует самообразованию.
- Педагогические чтения в ходе, которых педагогам приходится изучать методическую литературу, обобщать опыт свой и своих коллег, изучать нормативные документы, одним словом – проходит процесс самообразования. После проведения педагогических чтений мы оформляем папку – передвижку «Из нашего опыта».
- Мастер-классы, в результате проведения которых происходит профессиональное совершенствование педагогов.
Итак, в результате проведенной работы, мы убедились, что знания можно получать разными способами. И наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот то наиболее верное решение, тот жизненный принцип современного человека, который поможет идти «в ногу со временем».
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
И в заключении хочется отметить, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
В одной из своих книг ученый, писатель и публицист Рубакин Н. А. сказал: «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».
Список литературы:
1. Айзенберг А. Я. Самообразование : история, теория и современные проблемы. М: 1986.
2. Шуклина Е. А. Технологии самообразования : Социологический аспект. //Общественные науки и современность. 1999 №5.
3. Г. Яковлева Как оценить профессиональную компетентность педагога. //Дошкольное воспитание. 2009. № 10
4. Арабаджи В. А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление ДОУ. 2010. № 3
5. Яковлева Г. В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6
6. Пашкевич Т. Д. Петрусевич В. В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. // Управление ДОУ. 2010. №