Ирина Петрюк
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей, а задача педагогов детского сада – им в этом помочь.
Публикация «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Большую роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду.
Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, своей семье, детскому саду, родному городу, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Праздники в детском саду носят различную тематику. Цель организации утренников к 23 февраля, 8 Марта, Дню Матери направлена на воспитание через музыку любви к своим близким (папе, маме, бабушке, дедушке и др., уважению к старшим, воспитание гордости за своё Отечество, отдание памяти подвигам нашего народа в былые времена. Это особо проявляется в тематических утренниках. Особо значим утренник ко Дню Победы. Песни к этому дню, как и ко Дню защитников Отечества, написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детям раскрывается величие подвига советского солдата, их знакомят с песнями тех времен и о тех временах. Дети получают знания о маршевой музыке, о патриотических песнях, о воинах нашей армии, о символике России. Красочно-торжественное оформление зала к празднику играет огромное значение. У детей формируется представление о войне, об армии. На этих праздниках дети по-настоящему играют в военных, маршируют в почётном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. Очень знаменательно будет после праздничного утренника, посвящённого Дню Победы, сходить на площадь к памятнику погибших воинов с цветами, посетить торжественное возложение, минуту молчания.
В последнее время актуальным является воспитание у дошкольников любви к малой Родине, начиная с семьи, детского сада, места, где родился. Так, в группах в сентябре проводятся развлечения «Детский сад – мой второй дом», «День рождения детского сада». Особо любят дети празднования дней рождения в детском саду. Эти мероприятия объединяют детей, учат дружбе. При проведении этих мероприятий используется не только слушание музыки, но и пение песен, игры, пляски.
Приобщение к истории связано с использованием в музыкальной и повседневной деятельности детей народных музыкальных инструментов, игр, песен, забав. Особо любят дети народные праздники «Проводы русской зимы», «Святочные колядки», «Встреча Масленицы», «Сороки», «Праздник урожая». Данные народные праздники не только вызывают эмоциональный настрой у детей, но и активизирует их деятельность. В преддверии этих праздников воспитатели рассказывают о них, знакомят с соответствующими народными играми и забавами, а музыкальный руководитель подбирает соответствующую музыку, песни. Чаще дети сами поют под игру на народных инструментах: трещотках, бубне, деревянных ложках, пищалках, различных шумовых инструментах. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Такие выдающиеся русские композиторы как М. И Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков использовали народные мелодии в своём творчестве.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества просты и мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Народные песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста, а в старшем возрасте народные песни очень эффективны в качестве распевания. Хороводы, музыкальные игры, пляски, шумовые и звуковые оркестры объединяют детей, создают радостное, светлое настроение, но в то же время требуют преодоления трудностей, проявления доброжелательности, отзывчивости, терпения, умения согласовать свое поведение с поведением остальных детей.
Очень интересны в старшем дошкольном возрасте развлечения, в которых прослеживается изучение и привитие любви к родной природе, что является составной частью нравственно-патриотического воспитания. Так, очень познавательна ролевая игра «Ивушка-плакучая». Ива, как и берёза, рябина, дуб, верба, яблоня чтимы у русского народа. В данной игре звучит песня о иве «Ивушка», рассказывается о иве как одном из символов русского народа. Как к живому существу, обращены к иве слова русской народной песни:
«Ивушка-ивушка зелёная моя,
Что же ты, ивушка невесело стоишь?
Или тебя, ивушка, солнышком печёт,
Солнышком печёт, частым дождичком сечёт?»
Таким образом, организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственно-патриотические качества, через музыкальную деятельность дети приобщаются к истокам, обогащают свои знания, развиваются духовно-нравственно. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.
Используемая литература:
1. Ясева Н. Ю. «Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников». - Могилёв, 2000. - 96с.
2. Басаргина А. А. «Народные праздники». ГУИПП «Курск», 1998. – 65с.