Светлана Радич
Роль родителей в проектной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка неоценима. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» приоритетной задачей работы является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». И предусматривают вовлечение родителей (законных представителей) в образовательную деятельность.
Публикация «Роль родителей в проектной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.
Проект – это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Результатом работы является социально значимый продукт, это может быть: альбом, панно, спектакль, подготовленный концерт, книга, выставка, создание мини-музея. В ходе реализации проекта у детей повышается интерес к познанию, раскрываются творческие способности, развивается самостоятельность, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от достижений ребенка, что, естественно сказывается на результатах.
Для включения семьи в работу над проектом, на информационном стенде размещается объявление о начале его реализации. Все приглашаются к обсуждению выбранной темы и принятию решения о дальнейших совместных действиях: создание и преобразование предметно-пространственной среды группы, подготовка дидактического материала, пополнение игровых центров атрибутами, пошив костюмов. Таким образом, перед родителями раскрывается перспектива предстоящей работы, что позволяет им стать активными участниками.
Новогодний праздник, самый любимый, как детьми, так и взрослыми. У моих воспитанников возникло множество вопросов, так родился проект «Новый год». На протяжении двух недель дети выясняли, откуда в Россию пришла традиция этого праздника, кто первым придумал наряжать елку и какими были игрушки. Совместно с родителями оформили группу, создали мини-музей «Елочные украшения», рисовали новогодние открытки, оформили выставку творческих работ «Мастерская деда Мороза». Дети провели веселый Новый год в Простоквашино.
В результате реализации проекта «Широкая Масленица», дошкольники приобрели знания о традиции празднования на Руси «Масленицы», разучили новые песни, пляски, народные игры. Выяснили, какие блюда готовили в течение масленичной недели, пекли блины. Приняли участие в ярмарке «Народные промыслы». С помощью родителей был создан мини-музей тряпичных кукол. Наши экскурсоводы рассказали посетителям об истории возникновения и назначении каждой куклы. Итогом стал праздник «Проводы зимы», на который были приглашены все дети и родители детского сада.
Мотивом к возникновению проекта «Удивительный мир рыб» послужил рассказ ребенка об акулах, о которых он узнал из новой энциклопедии, купленной родителями. Стало интересно: «Какие ещё необычные животные обитают в морях и океанах?» В ходе работы над проектом, дети научились рисовать, лепить морских обитателей, складывать из бумаги рыб в технике оригами. Провели опыты и узнали «Почему рыбы не тонут?», «Как рыбы дышат?» В свою очередь родители помогли создать макет морского дна, пополнить библиотеку книгами, иллюстрациями. Совместно с детьми изготовили книжки-малышки о необычных рыбах. Ребята пригласили на книжную выставку детей других групп и рассказали им о рыбах много нового и интересного.
Проект «Иней серебристый» реализовывался в течение недели. Мотивом возникновения данного проекта послужила ситуация, возникшая в часы утреннего приёма. Дети увидели ранним зимним утром на ветках деревьев иней, но некоторые ребята утверждали, что это снег. Тогда возникли вопросы «Чем снег отличается от инея?», «Что такое иней?», «Как иней образуется?». В ходе проведенных опытов и экспериментов дети нашли ответы на интересующие их вопросы. Проект помог ребятам проявить свои творческие способности: рисовали, лепили, делали аппликации зимних пейзажей. Итогом стало торжественное открытие выставки детских работ.
Проект «Животные Крайнего Севера» возник с вопроса «Где живут белые медведи?». Для того, чтобы дети «погрузились» в тему проекта, в группе была создана предметно- развивающая среда, которая способствовала развитию исследовательской, поисковой, творческой и самостоятельной деятельности ребёнка и позволяла ему найти ответы на интересующие вопросы. Родители активно включились в работу над проектом, читали детям сказки, рассказы о северных животных, смотрели познавательные передачи по теме проекта. Используя интернет, детские энциклопедии, художественную литературу подбирали иллюстрации, информацию для оформления альбомов. Результатом проекта стало создание макетов «Животные Крайнего Севера», рукописных книг о северных животных, изготовление альбома с рисунками детей «Животные севера».
Проект «По ступенькам к школе» возник после появления в детском саду объявления о том, что школа №3 проводит набор будущих первоклассников на подготовительные курсы «Предшкольная пора». Детей заинтересовало «Что это за курсы?» и «Для чего они нужны?» Во время утреннего сбора выяснили «Что знаем о школе?», «Что хотим узнать?», «Что сделать для того, чтобы узнать ответы на возникшие вопросы?» Все вопросы и предложения записали, был составлен план реализации проекта. В ходе проекта дети сходили на экскурсию в школу, посетили школьную библиотеку, музей. В Барабинском краеведческом музее посетили экспозицию «Портфель из прошлого», смогли посидеть за деревянной партой, попробовали писать пером и чернилами. Дети сделали макеты школы из кубиков и конструктора лего, сами изготовили модели школьной формы для бумажных кукол. С удовольствием играли в сюжетно-ролевые игры «Школа», «Магазин канцтоваров», настольные игры, писали в прописях. Пригласили учащихся первого класса на интеллектуальный турнир «Умники и умницы», во время которого соревновались в решение логических задач. Родители являлись активными участниками проекта, подготовили альбомы «Из истории школьной формы», «История школьной оценки», презентацию «Как учились на Руси».
Только в тесном сотрудничестве с родителями, можно ставить творческие цели, которые будут успешно реализованы. Проекты дают возможность родителям «загореться», еще ближе быть к своим детям, педагогам, понимать их желания и интересы.