Юлия Седых
Роль развивающих игр М. Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра имеет важное значение для здорового развития детей, особенно дошкольников. Развивающие игры детей стимулируют работу головного мозга. Этот процесс влияет на развитие мелкой и крупной моторики, развитие речи, социализации, осознания своей личности, эмоциональное благополучие, творческие способности, решение проблем и способность к обучению.
Публикация «Роль развивающих игр М, Монтессори в формировании познавательных способностей дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Темочки
Задача педагога – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным, уникальным путем, реализовать свою природу. Девизом школы Марии Монтессори являются слова «Помоги мне это сделать самому». В возрасте 3-6 лет ребенок, согласно точному образу М. Монтессори, является строителем самого себя. Именно на это время выпадает интенсивность сензитивных периодов в его развитии – речевого, сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных условиях к концу этого периода, с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого. Естественно, что наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте предоставляет развивающая среда, где есть необходимые составляющие: сенсорный, речевой материал, двигательная зона и коллектив детей.
Задачи направленные на развитие познавательных процессов :
• Развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с сенсорными эталонами;
• Закреплять умение выделять и группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;
• Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи;
• Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств.
Успешно решить данные задачи помогает методика М. Монтессори. Ребенок учится жить в окружающей его социальной среде, задача педагога – организовать для него возможность проявления навыков и тренировки культурного общения с другими людьми. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а следовательно самостоятельных и свободных людей» – говорила Мария Монтессори.
Основной ее девиз «Помоги мне это сделать самому».
Ключевые моменты данной методики:
•Развитие чувства внутреннего порядка. С самого раннего возраста благодаря выполнению конкретных упражнений в ребенке развивается внутреннее чувство порядка, а порядок для ребенка очень важен.
•Максимальная индивидуализация. Методика позволяет учитывать психологические особенности каждого ребенка.
•Высокая мотивация деятельности. Ребенок испытывает удовольствие от познавательной деятельности, потому что поступает не по чьему-то указанию, а по собственному желанию. •Развитие самостоятельности. Методика позволяет ребенку с самого раннего возраста действовать независимо от взрослых. •Формирование высокой самооценки, творческого мышления. •Гуманизм.
Система полностью обращена к ребенку. Авторитаризм в ней отсутствует как таковой.
Очень важное значение, М. Монтессори придавала игровому дидактическому материалу. Требования к нему:
• авто дидактическим, т. е. приспособленным к самостоятельной целенаправленной работе ребенка без участия взрослого. Взрослый только однажды, когда ребенок впервые берет ;
• изолированность;
• эстетичность;
• внутренний контроль;
• реалистичность предметов;
• соответствие возрастным и индивидуальным особенностям. Обязательна презентация детям каждого материала. Вот например материалы, которые используются в работе. Дети учатся обращаться с ложкой, щеткой, салфеткой, полотенцем, губкой. Они переливают воду, пересыпают зернышки, застегивают и расстегивают одежду и др. Эти умения приходят к ребятам в результате постоянных упражнений и самостоятельной деятельности. Для каждого упражнения есть свой рабочий материал. Материал содержит возможность самостоятельного контроля над ошибками и исправления их, а также способствует развитию мелкой моторики.
Основные материалы, организующие дидактическое пространство для упражнений в практической жизни детей:
Переливание из одного сосуда в другой (два стаканчика, поднос, губка для вытирания пролитой воды).
Пересыпание с помощью ложки (две емкости, ложка, поднос).
Различные материалы с пуговицами, шнурками, застежками и др.
Уборка мусора со стола (корзинка с заранее подготовленным мусором, совок, щетка, все сложено в общую коробку).
Упражнения для развития чувств. Для развития зрения : различные пирамидки, башенки, цветные таблички) Для развития слуха – погремушки с разным наполнителем.
Для развития осязания – шершавые таблички.
Для развития термического чувства –термические бутылочки. Для развития обоняния – баночки с запахами.
Для развития стереогностического чувства –геометрические тела.
В результате работы с сенсорным материалом дети группы легко приобрели различные понятия и навыки: собирают предметы по принципу увеличения-уменьшения (понятия «большой –средний –маленький», «толстый –тонкий», «длинный –короткий», «высокий –низкий», «глубокий – мелкий»); подбирают пары цветов, их оттенки и различают цвета; различают шершавые и гладкие поверхности; различают различные шумы, подбирают пары шумов и звуков; различают предметы: плоский, объемный; различают и называют объемные тела и плоские фигуры; различают горячий – теплый – холодный, сладкий –кислый –горький –соленый; успешно работают кистью и красками, пластилином.
В системе Монтессори свобода сочетается с дисциплиной это важный момент в нравственном воспитании детей. Для детей дошкольного возраста это очень важно, именно в этом возрасте закладываются основы положительного общения с взрослыми и сверстниками (умение уступать, договариваться); положительные привычки (умение благодарить, чистить зубки, мыть руки перед едой, соответствующее поведение за столом, в раздевалке и т. д.); овладевают предметной и игровой деятельностью (бережное отношение к вещам, игрушкам, у каждой вещи есть свое место; поработал, убери материал на своё место).
Развитие ребенка по методике Монтессори дает основательную базу для формирования личности -личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.
По ФГОС, «к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения и до школьного образования : – ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов; – ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. – ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную». Как раз этому и учатся дети в Монтессори –группах : свободно, без принуждения, без внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрения, так и наказания вредны для внутренней ориентации человека, и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь, потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе растущего ребенка. Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребенка. Дети учатся лучше всего тогда, когда они могут сами определять свой ритм и способ учебы. Лейтмотив метода Монтессори состоит в поддержании естественной радости ребенка от учения. Дети, обучающиеся в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.
Основная идея М. Монтессори заключается в том, что ребенок – это уникальная личность, и нужно сделать все необходимое для его развития. В соответствии с этим педагогика основывается на трех составляющих: – сам ребенок, его базисные потребности и законы естественного развития; – специально организованная среда ; – подготовленный педагог.
Литература
1. Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Мария Монтессори. Помоги мне это сделать самому. - М. :Карапуз,2004.
2. Сорокова М. Г. Жизненная практика и сенсорное развитие дошкольников по методу Монтессори. - М., 1998.
3. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и в школе. -М., 1997.