Лариса галахова
Роль развития фонематического слуха в формировании связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
Звуковая система языка, по мнению Д. Б. Эльконина, представляет собой основу становления речи ребенка. Он подчеркивал, что овладение звуковой стороной языка включает два взаимосвязанных процесса : формирование у ребенка восприятия звуков языка, т. е. фонематического слуха, и формирование произнесения звуков речи.
Ребенок учится говорить, слушая речь взрослых, глядя на их артикуляцию, пытается по подражанию создать звук. Прислушивается к нему, сравнивает с правильным вариантом, а потом тренируется, пока не получится необходимый звук.
Публикация «Роль развития фонематического слуха в формировании связной речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Очень важно, чтобы ребёнок уже с раннего возраста слышал правильную, отчётливо звучащую речь, на примере которой формируется его собственная речь.
Существует три типа слуха. (Визель Т. Г.)
Если ребёнок слышит, как осторожно скрипнула дверь, отличает приближающийся гул вертолета от гула самолета, – то у него всё в порядке с физиологическим слухом. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т. д.
А теперь у ребенка в руках маракас или бубен, и если он не нарушит ритмического рисунка русской народной песни "Во поле береза стояла. ",– у него восхитительный музыкальный слух. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой.
Вот шестилетний дошкольник без ошибок раскладывает картинки в две стопки: в одну – с первым звуком [С], в другую – со звуком [3], – у ребенка сформированный фонематический слух.
Развитие фонематического слуха у детей осуществляется в несколько этапов.
Учеными определено, что новорожденные не различают все тонкости речи взрослого, они угадывают общую интонацию, ее ритм. Но уже к двум годам ребенок должен воспринимать все тонкости речи взрослого. (Кстати говоря, самыми сложными для восприятия детей оказываются шипящие и свистящие звуки, именно они узнаются детьми в последнюю очередь.)
К трем годам дети имеют достаточно большой объем слуховых впечатлений, но они еще не умеют управлять своим слухом : прислушиваться, сравнивать, оценивать звуки по силе, тембру, характеру, ритмической структуре.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
В возрасте 4—5 лет дети наиболее чувствительны к развитию фонематического слуха. Детей привлекает фонетическая точность слова, его звучание. Этот возраст отличает интерес к словотворчеству, что является наиболее ярким проявлением работы с формой слова.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать близкие по звучанию фонемы. Это может тормозить процесс развития связной речи, обучения чтению и письму, ведь если ребенок плохо умеет различат звуки, он будет воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то, что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме.
Роль фонематического слуха для развития всей речевой функции, необходимой для овладения чтения и письма, бесспорна. Неслучайно у детей с несформированным фонетико-фонематическим восприятием возникают затруднения в овладении грамотой.
Таким образом, от развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.