Ирина Бажина
Роль развития двигательной сферы в коррекции ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Роль развития двигательной сферы в коррекции ТНР
В деятельности человека практически нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Хотя бы на этапе обучения. А поскольку всем детям приходится учиться, то от качества речи зависит и успешность обучения. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека, но не является врожденной способностью человека. Она формируется и ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Нарушения речи – достаточно распространённое явление не только среди детей, но и среди взрослых. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности в общении с окружающими, мешают детям учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
В законе «Об образовании в РФ» записано, что «дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» и должно «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья. оказывать помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии. в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются».
Так же ФГОС ДО указывает на «охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; а также обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от. психофизиологических и других
особенностей… (в том числе ограниченных возможностей здоровья)». Образовательная деятельность должна быть «направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного, речевого развития» и т. д.
Детский сад как социальный институт призван соблюсти баланс интересов между потребностями, запросами (государственными, общественными, семейными) и возможностями ребёнка, индивидуальными особенностями его развития и состоянием здоровья. Особое значение придаётся логокоррекционной работе с детьми с нарушенями речи, так как наиболее важные ступени в речевом развитии человека приходятся на детский возраст.
В настоящее время во многих дошкольных образовательных организациях общеразвивающего вида организована логопедическая помощь детям. Сравнительный анализ входной диагностики речевого развития детей подготовительных групп показал стабильно высокий процент детей с речевыми нарушениями.
Анализ речевых нарушений показал тенденцию к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте. Дошкольные учреждения общеразвивающего вида посещают всё больше детей со сложными речевыми дефектами.
Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
В логопедической практике часто встречаются дети с нарушениями речи, имеющие в заключении невропатолога данные об отсутствии в неврологическом статусе очаговой симптоматики. Однако коррекция речевых нарушений у таких детей обычными методами и приемами не приносит эффективных результатов.
При тщательном неврологическом обследовании детей с подобными речевыми расстройствами с применением функциональных нагрузок выявляется неярко выраженная микросимптоматика органического поражения нервной системы.
Эти симптомы проявляются в следующем:
1. общая моторная сфера детей характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями;
2. может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей;
3. при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии);
4. нарушения мышечного тонуса;
5. непродуктивность движений;
6. недостаточность выполнения сложных движений;
7. ошибочная пространственная организация движений.
К примеру, ребенок с речевой патологией несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках.
У детей с ТНР наблюдаются также и нарушения мелкой моторики пальцев рук, которые проявляются:
1. в нарушении точности движений;
2. в снижении скорости выполнения и переключения с одной позы на другую;
3. в замедленном включении в движение;
4. в недостаточной координации;
5. пальцевые пробы выполняются неполноценно;
6. наблюдаются значительные затруднения.
Данные особенности проявляются в игровой и учебной деятельности ребенка. Особенности состояния общей и мелкой моторики детей - логопатов проявляются и в артикуляции, так как существует прямая зависимость между уровнем сформированности мелкой и артикуляционной моторики. Нарушения речевой моторики у дошкольников с речевой патологией обусловлены органическим характером поражения нервной системы и зависят от характера и степени нарушения функционирования двигательных нервов, обеспечивающих процесс артикуляции.
Системное изучение двигательной сферы детей с речевой патологией показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики:
• в общей (крупной,
• в лицевой и артикуляционной,
• в тонких движениях кистей и пальцев рук,
• а также трудности в регуляции и контроле произвольных движений.
В свою очередь недостаток движения замедляет процесс развития речевых функций.
Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь организм и, особенно, на деятельность мозга. Доказано, что двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Как свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека.
Чтобы у ребенка с ТНР выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения.
С такими детьми необходима специальная воспитательно-образовательная работа по развитию всех компонентов двигательной сферы (общая моторика, мелкая моторика рук). Эта работа, включенная органичным элементом в ежедневные разнообразные занятия с детьми, во все режимные моменты детского учреждения, должна стать составной частью системы коррекционно-педагогического воздействия, ориентированного на социальную реабилитацию и личностное развитие каждого ребенка с речевой патологией.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, как-то: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому столь важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом уже в дошкольном возрасте.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.
Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Бехтерев В. М. в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».
Хочется закончить словами физиолога И. П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».