Наталья Лукьянова
Мастер-класс для воспитателей «Интуитивное рисование как инновационный метод коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ»
▼ Скачать +Заказ
Слайд 1
Добрый день, дорогие друзья! Тема нашего мастер-класса «Интуитивное рисование - как инновационный метод коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ»
Актуальность
В последнее время значительно увеличилось количество детей с ОВЗ, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неуверенности, замкнутости, застенчивости, напряженности не только в общении со сверстниками, педагогами, родителями, но и в учебно - воспитательном процессе. Учитывая, что причины нарушений в эмоционально-личностной сфере у детей дошкольного возраста различны и могут зависеть как от личных особенностей ребенка, так и от стиля воспитания родителей и педагогов, различаются и методы коррекции.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Интуитивное рисование как инновационный метод коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Правополушарное рисование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Одним из наиболее эффективных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является арт-терапия, формы и методы которой весьма разнообразны. Мы используем в качестве такого метода элементы правополушарного или интуитивного рисования.
Слайд 2
Итак. Посмотрите на слайд. Что вы видите? Вазу или два профиля лица? Как думаете, почему так происходит? (ответы участников)
Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Когда вы долго смотрите на картину, каждое полушарие мозга воспринимает совершенно разные образы. Левое видит вазу, а правое – два симметричных лица, смотрящих друг на друга. Если сразу удалось разглядеть вазу и два лица, значит, вы умеете управлять деятельностью правого и левого полушария.
Слайд 3
Почему же происходит так, что каждое полушарие видит по-своему? Разберемся в этом. Левое полушарие – аналитическое, оно отвечает за логическое мышление. Правое полушарие обрабатывает информацию как бы целиком, в образах, оно позволяет нам мечтать, фантазировать, сочинять истории, оно мыслит творчески.
Слайд 4
У ребенка, который только что родился, правое полушарие сформировано – у него есть набор чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию и единство функционирования правого и левого полушария. Левое полушарие развивается при условии развития правого – это приоритет развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца.
Занятия интуитивным рисованием позволяют раскрыть творческий потенциал любого человека, в том числе и ребенка с ОВЗ. Эта нетрадиционная техника позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, индивидуальные особенности личности.
Слайд 5
Метод правополушарного рисования основывается на концепции американского нейропсихолога, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперридоказавшего, что правое и левое полушария человека отвечают совершенно за разные виды деятельности. Одно полушарие использует вербальный и аналитический режим мышления – в нем перерабатываются звуки, алгоритмы, математические вычисления и речь.
Другое полушарие использует режим образный – сравнение размеров, восприятие цвета, перспективы предметов, которые видит целиком, нестандартные решения, творческий подход. Именно правое полушарие мозга делает нашу жизнь яркой и неповторимой.
Слайд 6
Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.
Арт-терапия ставит своей целью помочь человеку решить его проблему, понять в чем она заключается, рассмотреть разные и возможные пути выхода из создавшейся ситуации.
И вот здесь помогает интуитивное рисование. Страхи, зажимы, комплексы, отрицательные эмоциональные состояния становятся уже не такие значимые, не такие реальные и не такие безвыходные.
Правополушарное рисование одновременно и лечит и диагностирует и приносит удовольствие от самовыражения! Самое главное и значимое: ВАМ НЕ НАДО БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ! Вы можете рисовать, даже если никогда раньше не пробовали! Арт-терапия против оценивания, сравнений и критики!
Слайд 7
Итак, интуитивное рисование - это не обучение рисованию, как это принято у нас понимать, это больше похоже на психологический тренинг, что нам в начале работы и надо. А сейчас мы попробуем, с помощью специальных упражнений включить правополушарный режим и дать отдохнуть на некоторое время левому полушарию.
«Ухо-нос". Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т. е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая – за противоположное, т. е. правое ухо.
"Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
«Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»
Слайд 8
Следующее упражнение «Светофор»
Светофор. Ваша задача – как можно быстрее произнести вслух название цвета букв слов, что написаны на этой картинке. Будьте очень внимательны – не путайте слова и цвета их букв. При этом работают оба полушария.
Вывод: Было заметно, что нашему участнику было затруднительно, он пытался назвать цвета – работа правого полушария. Отсюда видно, что правое полушарие менее активно.
А теперь я попрошу вас просто прочитать слова. В данном случае доминирует левое полушарие, так как нам это более удобнее, привычнее. Нам с вами более удобно прочитать слова, так как в большинстве случаев у нас доминирует левое полушарие. Левое полушарие “читает“, а правое отслеживает цвет.
Слайд 8
Релаксация.
Я попрошу сейчас внимания и тишины. Сядьте, расположитесь поудобнее, закройте глаза, расслабьтесь всем телом. Почувствуйте как уходит напряжение с ног, ступней, коленей. Как расслабляется живот, грудь, плечи, шея. Осознайте, в каком положении сейчас находятся ваши руки и положите их так как вам удобно. Расслабьте голову, мышцы лица. Сделайте глубокий вдох, а с выдохом отпустите все мысли, переживания. А теперь просто слушайте мой голос. И позвольте себе представлять и фантазировать. Представьте себе, что вы оказались на волшебном острове. Это может быть место, где вы однажды побывали, или которое вы видели на картинке. Вы – единственный человек на этом острове и кроме вас там только звери, птицы и море. Какие звуки вы слышите? Какие запахи чувствуете? Вас окружают самые фантастические деревья: высокие пальмы с тяжелыми кокосами, заросли цветущих кустарников, фруктовые деревья. Вы чувствуете запах спелых, согретых жарким солнцем бананов и ароматных апельсинов. Вы видите перед собой песчаный берег и прозрачную воду. Вода голубая и такая прозрачная, что видно дно и стайки экзотических рыбок. Рыбки сверкают на солнце, как маленькие серебряные монетки. Поплавайте в море, какое оно? Вода в море теплая, но в тоже время она освежает, волны так приятно качают вас. Можно просто полежать на воде, посмотреть на небо, на пробегающие белоснежные облака. Пусть все ваши неприятности улетят вместе с этими облаками. Захватите с собой это чувство свободы, уверенности и покоя, и возвращайтесь. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните. Медленно откройте глаза. Сохраните тот образ, то ощущение, которое у вас появилось.
Мы полностью расслабляемся, следуем за инструкциями, не думаем, что мы делаем и творим.
Слайд 9
Уважаемые педагоги, предлагаю вам занять места за столом, приготовить кисти и открыть гуашь.
1. Грунтуем бумагу белой гуашью.
Белый цвет для начала работы используется не случайно. Если сразу брать открытые цвета, то они могут сначала испугать ученика. Разбеленные же цвета, наоборот успокаивают.
2. Создаем фон. Наносим точки нужных нам цветов. У каждого человека свои цветовые предпочтения. Если холст окрасить гуашью белого цвета и предложить человеку нанести краски по своему предпочтению, то этот первичный хаос из красок уже будет являться самовыражением. Человек любого возраста и любой профессии может таким образом релаксировать.
3. Далее широкой кистью из щетины проводим горизонтальные полосы, объединяя все цвета. При создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.
Выполняя задание, не следует торопиться. Стараемся прислушиваться к себе, получаем удовольствие от нанесения краски на бумагу при помощи кисти. Помним, что испортить нашу работу просто невозможно.
Расслабляемся и даем себе волю делать то, что делается без всякого анализа и критического оценивания своей работы.
Не обращая внимания на логику, переносим на бумагу свое образы и нужные вам элементы, растительность, животных, не задумываясь о том, как нужно рисовать правильно.
Рисование 5-7 минут.
Обсуждение.
А сейчас пусть каждый из вас в нескольких словах расскажет о своем рисунке и своих впечатлениях. Приглашаю вас разместить наши работы на выставке.
Наш мастер-класс подошел к концу, сегодня мы получили свои пять минут здоровья, задействовав правую половину мозга. Вы сегодня большие молодцы! Спасибо за внимание!
Слайд 11
Хорошо быть и правополушарным и левополушарным человеком, но гораздо лучше, когда оба полушария хорошо и гармонично развиты.
Гармонизация работы правого и левого полушарий не только раскроет истинный потенциал человека, ребенка, но поможет ему в дальнейшем легче усваивать новый материал, но и сбережет от перегрузок и стрессов.