Приложение МААМ

Роль пространственных функций в формировании предпосылок готовности к школьному обучению

Ирина Зеленина
Роль пространственных функций в формировании предпосылок готовности к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Роль пространственных функций в формировании предпосылок готовности к школьному обучению

Одним из важнейших показателей развития ребенка и готовности его к школе является уровень сформированности пространственных представлений, определяющий успешность освоения базовых навыков письма, чтения и математики в начальной школе.

Темочки:

Нарушение письма и чтения зачастую связаны с дефицитарностью пространственных функций. Нарушения могу быть ярко выражены в одной из сфер и слабо проявляться в другой. Ребенку с недостаточно сформированными пространственными представлениями сложно усваивать такие понятия, как «вверху», «внизу», «слева», «справа», «позади», «впереди», «между» и т. д. Сложно ориентироваться в пространстве листа, отступить две клеточки слева, пропустить две строчки между классной и домашней работой. Ребенок может писать справа налево, с середины строки, отображать на письме буквы «зеркально», пропускать их. В дошкольном возрасте ребенок с трудом запоминает и называет части тела, не может показать, где у него правая и левая рука. В речи часто отсутствуют предлоги или предлоги упоминаются неуместно. Ребенку тяжело сложить пазлы, разрезные картинки, отмечаются трудности в рисовании.

Встает вопрос, в каком возрасте формируются у ребенка пространственные представления, как не упустить важный момент и что делать родителям, чтобы помочь ребенку?

Сложнейший механизм развития пространственных представлений начинается в самом раннем детстве.

Пространственным представлениям отведена важнейшая роль в психическом развитии человека. Обозначения пространственных отношений в процессе развития ребенка появляются позже, чем обозначения предметов и их свойств. Непосредственное влияние на уровень сформированности пространственных представлений имеет речевое развитие. Следует отметить, что процесс формирования пространственных представлений достаточно длительный и не ограничивается периодом дошкольного возраста.

Безусловно, в ходе формирования пространственных представлений у детей прослеживаются определенные закономерности. Какие пространственные представления, и в каком возрасте может усвоить ребенок в норме?

Говоря о последовательности освоения пространственных элементов в дошкольном возрасте, давайте рассмотрим четыре уровня пространственных представлений, которые развиваясь, осваивает ребенок дошкольного возраста и составляющие элементы пространственных представлений на каждом уровне – они следующие:

1. Пространство собственного тела. Сюда входят представления о собственном теле ребенка, частях тела и их взаимном расположении.

Новорожденный младенец не имеет представлений о собственном теле, но его сенсорные системы дают ему массу ощущений. Изначально, они не упорядочены, не дифференцируемы. Понимание о положительном и отрицательном состояниях приходят с помощью матери, которая своевременно реагирует на потребности ребенка, тем самым дифференцируя поток ощущений. Важно понимать язык тела младенца, качать и носить на руках, дотрагиваться, разговаривать, петь. Ни радио няня, ни автоматические качалки не заменят тактильного контакта с матерью. Каждый ребенок любит быть на руках, но это индивидуально, важен адекватный тактильный контакт – надо столько, сколько надо. Кому-то больше, кому-то в незначительных дозах, но это всё вариант нормы. Первая граница «Я и другой» появляется у ребенка после 6 месяцев и к году складывается схема тела «Я – телесное Я» - важная и первая ступень в развитии.

2. Представления о расположении объектов в пространстве по отношению к собственному телу ребенка.

Это базовый уровень для регуляции поведения. Приходит понимание, как предметы соотносятся друг к другу в пространстве. Сначала «верх»-«низ», затем «право»-«лево» - отсчет от тела. В первые два года жизни ребенка развиваются моторные навыки. Ребенок научается ходить, рассчитывать расстояния до предметов в пространстве, учится действиям с различными предметами.

3. Представления о взаимоотношении между внешними объектами.

Ориентировка на внешних объектах – это следующий качественный этап развития пространственных представлений в дошкольном возрасте 5-6 лет.

На этом этапе становится возможной пространственная ориентировка на объектах предметного окружения ребенка. Однако если представления на предыдущем этапе не сформированы, то успешное завершение этого этапа развития пространственных представлений невозможно, именно потому, что ребенок мысленно переносит схему тела на другие объекты, выделяя их стороны (верхнюю, нижнюю, переднюю, заднюю и т. д.) и на другого человека.

Таким образом, умение ориентироваться «на себе», «на другом человеке», «на любых объектах» является базовым условием для формирования системы пространственных представлений и успешного ориентирования в окружающем мире.

Умение пользоваться ориентировкой по основным пространственным направлениям возможно при более высоком уровне знаний ребенка о пространстве.

Чтобы овладеть ориентироваться по направлениям пространства, «ребенок должен уметь:

• различать основные пространственные направления (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз) и промежуточные (впереди справа, впереди слева, сзади справа); узнавать их, называть, уметь самостоятельно определять, ориентируясь в пространстве «от себя», «от другого человека» и «от любых объектов»;

определять свое местонахождение среди окружающих предметов и относительно другого человека;

определять размещённость предметов в пространстве, фиксировать их местоположение впереди или сзади, справа, слева, ориентируясь «от себя», «от другого лица», «от любых предметов»;

определять пространственные отношения между предметами по признаку их расположения по линиям основных и промежуточных направлений (например, перед домом–детская площадка, справа от дома – гараж, слева – сквер, за домом видна дорога);

пространственно ориентировать свои движения (при ходьбе, беге и т. п., давать словесную характеристику предметно-пространственного окружения в соответствии с направлениями пространства, выполнять различные учебные задания и поручения;

• ориентироваться на плоскости (поверхность стола, лист картона или бумаги, страница книги, тетрадь в клетку, и линейку: верхняя ее часть, нижняя, правая, левая, середина);

4. Пространственные представления со словесным обозначением пространства.

Здесь важнейшим умением в рамках развития пространственных представлений становится освоение ориентировки в пространстве страницы, умение видеть пространственное расположение знака на бумаге.

Здесь можно выделить следующие необходимые для усвоения способы действия:

• способ восприятия плоскости листа, умение выделять такие его элементы, как: стороны, углы, середина;

• способ пространственного анализа плоскости листа, умение выделять верхнюю и нижнюю части, правую и левую и т. д. ;

• умение активно действовать в пределах воспринимаемой плоскости (размещать на листе элементы в соответствии с инструкцией воспитателя, выполнять различные задания на пространственное перемещение объектов и т. д.)

пространственная ориентировка на листе по признаку взаимного расположения объектов относительно друг друга или какой-либо исходной точки отсчета.

Одна их важнейших задач, на этом этапе – это работа над словарным запасом, отражающим уровень владения пространственными представлениями.

Таким образом, ребенок практически осваивает пространство и предметную действительность, вместе с тем у него совершенствуется процесс восприятия пространства. В дошкольном возрасте устанавливается и развивается связь между практической ориентировкой в пространстве и речемыслительной деятельностью. Сочетание выполняемого ребенком действия с речевым обозначением пространственных отношений является обязательным условием для формирования у детей навыков ориентировки в пространстве и лексико-грамматического строя речи.

Именно дошкольный этап является фундаментом для формирования и развития пространственных представлений, а старший дошкольный возраст определяется как период осознанного овладения категориями пространства.

Технологической основой процесса развития пространственных представлений являются : дидактические игры, игры-занятия, небольшие инсценировки, рассматривание картин и иллюстраций с различными вариантами пространственных отношений между предметами.

Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной тряпочки, часов, браслета, резинки и т. п. ; или можно прикрепить значок у сердца. Таким образом, вы даете ребенку прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством — ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь он знает, что «слева»— это «там, где красный браслет». На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры на первых этапах должны присутствовать на нем постоянно. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава).

Базовое упражнение на формирование пространственных представлений заключается в том, что каждое из направлений связывается (закрепляется) с определенным движением, например: «вперед», «назад», «вверх», «вправо» и «влево»простой шаг или прыжок на двух ногах, шаг или прыжок с разворотом в соответствующую сторону; «вниз»— приседание. Здесь же закрепляются понятия «дальше», «ближе» и т. п. Вначале ребенок выполняет движения вместе с родителем, который и поясняет каждое направление. Большую пользу здесь приносит зеркало, перед которым движения выполняются.

Далее происходит постепенное «сворачивание» движения, а также переход от совместного к самостоятельному выполнению, переход из внешнего во внутренний план. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой или поворотом головы, а затем —только взором.

Ощущение тела – это чувство своей правой и левой стороны, игры перед зеркалом. Изначально, следует дать возможность ребенку почувствовать себя в пространстве комнаты, затем на ковре, либо на коврике из мягких модулей, если ребенок уверенно удерживается в ограниченном плоскостном пространстве, можно пересаживаться за небольшой стол. Дети очень любят рисовать на доске (грифельная или маркерная, подойдет любая, не лишайте их этой радости. А самым заключительным этапом послужит уже лист бумаги, на котором по инструкции взрослого ребенок будет выполнять задания или творить самостоятельно. И не забывайте, что основной вид деятельности у детей дошкольного возраста – это игра!

1. Игра футбол. Ворота можно смастерить из подручных материалов. Взрослый своими активными комментариями подбадривает ребенка. Играют две команды «Левые» против «Правых». Это игра на развитие правой и левой стороны тела.

2. Игра баскетбол. Хороша, как разминка, работают правая и левая руки. Можно играть как дома, так и на улице.

3. Игра «Лилипуты и крокодильчики». Лилипуты – маленькие приставные шажки носок-пятка, крокодильчики – большой шаг. Игра полезна на учет расстояния, для понятия «далеко - близко». Устанавливается любой предмет, до которого надо определить расстояние в шагах, например, до этого предмета 5 лилипутов и 2 крокодильчика.

4. Игры с мячом. Много разнообразных вариантов. Можно обозначить территорию, за которую нельзя будет выходить (полезно гиперактивным детям). По мере ориентировки площадь квадрата сужаем до маленького размера.

• ловить мячи, либо мешочки с песком, сначала с близкого расстояния, далее, удаляясь друг от друга.

• закидывать мяч в корзину, стоящую на полу. Развивает меткость и ловкость, отрабатываем обеими руками.

• подкидывать мяч вверх и ловить, усложняя со временем дополнительными элементами – хлопками, поворотами тела

• игра с мячом, сидя на качелях, учет расстояния в движении. Подкидывать вверх-ловить, подкидывать вверх-хлопать в ладоши-ловить. Кидать мяч взрослому по инструкции: «Кинь мне мяч, когда ты будешь далеко от меня, кинь мне мяч, когда ты будешь близко ко мне»

5. Игра Лабиринт. На асфальте рисуем мелком. Рисуем две дорожки длинную и короткую, например, чтобы дойти до домика по короткой дороге или по длинной, используем команды поворот налево, направо, перешагнуть через и т. д.

Взрослым очень важно правильно организовать игру и максимально заинтересовать в ней детей. Для этого хорошо сразу занять роль рядового участника и, вспомнив свое детство, самому полностью окунуться в игру. Ребенок, заметив такой искренний родительский интерес, непременно увлечется процессом!

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль пространственных функций в формировании предпосылок готовности к школьному обучению
Опубликовано: 12 февраля 2025 в 20:23
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль пространственных функций в формировании предпосылок готовности к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Зеленина (УИ 3084742) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 февраля 2025 четверг
Праздник русских богатырей
Праздник аквариумных рыбок!
День леденцовых петушков на палочке
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД