Мария Сафронова
Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно-развивающая среда предполагает реализацию образовательного потенциала пространства каждого дошкольного учреждения имеющегося инвентаря, оборудования. При том предметно-развивающая среда должна соответствовать особенностям детей той или иной группы, быть доступной, эстетичной, а так же способствовать развитию воспитанию и охране здоровья дошкольников [3, c. 87].
Публикация «Роль предметно-развивающей среды в системе дошкольного образования» размещена в разделах
Существует множество различных образовательных программ для дошкольных учреждений. Предметно-развивающая среда обязательно должна соответствовать требованиям любой программы, способствовать ее реализации.
Развивающей среды построена на следующих принципах [1, c.21] :
1) насыщенность;
2) трансформируемость;
3) полифункциональность;
4) вариативной;
5) доступность;
6) безопасной.
Рассмотрим данные принципы более подробно.
Насыщенность предполагает соответствие всем требованиям программы, которая используется в дошкольном учреждении, так же соответствие возрастным, половым, индивидуальным особенностям детей.
Образовательное пространство должно быть оснащено различными материалами, как игровыми, так и образовательными. Так же подразумевается и наличие спортивного инвентаря.
Все это должно обеспечивать развитие, воспитание, образование детей дошкольного возраста. Оборудование должно быть красочным, современным, эстетичным и практичным.
Трансформирумость подразумевает возможности изменения предметно-развивающей среды. Это должно зависеть от образовательной ситуации. Например, уголок экспериментирования мог бы трансформироваться в зону речевого развития.
Полифункциональность – наличие разнообразных материалов в развивающей среде. К ним относятся: природные материалы, мягкие модули, ширмы из ткани, маты и др. Все это должно использоваться детьми в играх, при обучении и воспитании.
Вариативность предполагает наличие различных сред для деятельности детей. А так же наличие различного оборудования для свободного выбора ребенка.
Доступность среды – это условия, при которых ребенок может самостоятельно пользоваться теми или иными играми, предметами, зонами.
Это все должно быть доступно для ребенка, как в умственном плане, так и в физическом.
Безопасность среды – это ее соответствие требованиям по надежности и безопасности их использования.
Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников.
Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти, и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности [2, c. 89].
1. Предметно-развивающая среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, а именно:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс;
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности;
- достаточное количество для всех воспитанников игр, пособий и др.
- возможность для каждого ребенка развивать свою индивидуальность, учитывая его склонности, интересы и уровень активности;
- обогащение среды элементами, которые будут способствовать стимулированию эмоциональной, познавательной и двигательной деятельности детей.
Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность [2, c.142] :
- развивающие игры,
- технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее,
- большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
Предметно-развивающая среда ДО разделена на сектора:
1. Активный сектор, который занимает большую площадь в группе. В него входят центры:
- игры;
- двигательной деятельности;
-конструирования;
- музыки;
- театральной деятельности.
2. Спокойный сектор включает центр:
- книги;
- отдыха;
- природы.
3. Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности.
Перечисленные части группового помещения имеют условные границы, их изменение возможно в соответствии с задачами образовательного процесса и интересов воспитанников.
ФГОС предполагает, что необходимыми в оборудовании дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей.
По ФГОС:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка, быть безопасной и трансформируемой.
3. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
Исходя из требований ФГОС, мы можем отметить, что при создании предметно-развивающей среды следует учитывать цели и задачи образовательного и воспитательного процесса ДО, возрастные, личностные и другие особенности и потребности детей дошкольного возраста, а так же делать акцент на дизайн и оформление каждого уголка для НОД и для свободной деятельности детей.
Таким образом, предметно-развивающая среда в образовательном пространстве дошкольного учреждения имеет большое значение как для детей, так для педагогов. Имеются определенные принципы построения предметно-развивающей среды, а так же требования к ее организации.
Именно организация развивающей среды влияет на обучение и воспитание детей.
Поэтому среда должна выполнять развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции, способствовать эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
Список использованной литературы
1. Авраменко О. В. Нравственное воспитание дошкольников в игре : Образовательно-профессиональные программы. — Елец, 2011.
2. Алексеева А. Н., Щербова Н. П. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. – М. : Просвещение, 1990.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - Спб., 2011.
4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. - М., 2015.
5. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде : Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. /Н. Т. Гринявичене. - М., 2014.
6. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. - Спб. : Питер, 2014.
7. Дошкольная педагогика / Петербургский научно-практический журнал. – 2009. – №6.