Юлия Вартанова
Роль праздника в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Соц. педагоги ГБУ СО «ВРЦ»
Вартанова Ю. И.
Каергужа С. А.
В число основных психофизических отклонений в становлении личности детей с ограниченными возможностями входит нарушение эмоционально-волевой сферы, приводящее к нарушению общения, снижению психоэмоционального контроля, преобладанию негативных эмоций и психоэмоциональных состояний. Недостаток общения является одной из серьезных причин, сдерживающих эмоциональное развитие и нормальную социализацию, а также вызывающей серьёзные искажения в формировании личностных черт характера детей с ограниченными возможностями. Острота проблемы заключается в том, что дети с ограниченными возможностями не имеют постоянного общения в среде сверстников в силу закрытого образа жизни.
Публикация «Роль праздника в социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями» размещена в разделах
Дети приезжают к нам всего на 21 день получить курс медицинской, психолого-педагогической, творческой, социально-бытовой и социокультурной реабилитации.
Во время пребывания в Центре дети должны получить незабываемые впечатления, заряд бодрости, положительные эмоции. А если нам, социальным педагогам, удастся «подобрать ключик» к ребенку, тогда он сможет раскрыться и творчески.
Цель данного доклада: поделиться опытом организации культурно-массовых мероприятий для детей и подростков с ограниченными возможностями.
В нашем Центре уделяется особое внимание организации праздничных мероприятий для таких детей, что является одной из важных составляющих социокультурной реабилитации. На этих праздниках присутствуют не только дети, проходящие курс реабилитации, а также их родители и сотрудники Центра. Наряду с воспитательными и развлекательными целями, праздник предполагает снятие эмоциональной напряженности, развитие творческих и коммуникативных способностей детей, преодоление комплекса неполноценности и интеграцию детей с ограниченными возможностями в общество нормально развивающихся сверстников.
Социокультурная реабилитация ребенка с ограниченными возможностями – это комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь каждому ребенку достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, необходимый уровень компетентности, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счёт расширения рамок его независимости.
Главная задача этого реабилитационного направления – приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни, гармоничное развитие на основе включения в мир искусства и культуры. Это – средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения.
Одним из направлений социокультурной реабилитации является - досуговое.
Разнообразные культурно-досуговые мероприятия могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации, на структуру общения, формы и способы организации образа жизни, быта и досуга детей с ограниченными возможностями и их семей.
Именно приобщение к искусству, занятия творчеством играют здесь главную роль. Искусство и творчество немыслимы без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции детей-инвалидов в общество.
Из опыта работы можно отметить, что детский праздник – явление очень сложное, где нередко соседствуют весёлое и грустное, минуты шумного оживления и молчаливой душевной сосредоточенности, ясное видение прошлого и, может быть, первый в жизни серьёзный взгляд на собственное будущее.
В своей работе используем такие формы социокультурных мероприятий, как игровые, конкурсные, развлекательно-познавательные программы; фестивали; творческие мастерские; театрализованные представления.
Праздник помогает время от времени реализовывать накопленный багаж не только умственных, но и физических возможностей. Игры, соревнования с равными себе позволяют оценить себя, участие в команде даёт возможность ребёнку с ограниченными возможностями испытать чувство локтя и ответственности друг за друга. Праздник – это ещё и открытие, узнавание нового. Его назначение – вызвать определённый ассоциативный ряд, развить воображение, фантазию, эмоциональный отклик, раскованность и свободу.
Непременные театрализованные представления и концерты – это встреча с искусством, творчеством, а ещё – новые знакомства. А участие в них детей – это чудесное переживание, прекрасное воспоминание, которое остаётся на всю жизнь.
Кроме того, праздник – важное средство художественного воспитания. Здесь формируется вкус детей. Художественный музыкально-литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствует развитию у детей чувства прекрасного.
Особое значение всё выше сказанное приобретает в отношении детей, лишённых многих радостей в жизни по причине своего заболевания. С целью приобщения детей-инвалидов к творчеству, преодоления комплекса неполноценности, интеграции их в общество нормально развивающихся детей на базе учреждения в конце каждого заезда проводится праздничное мероприятие. Так, в 2014г. проведено 17 праздников, на которых присутствовало 590 детей-инвалидов.
Подготовка к очередному празднику начинается ещё до заезда детей на курс реабилитации. Сначала нужно составить рабочий план праздника. Цели такого планирования: чётко сформулировать главные задачи задуманного мероприятия, продумать интересный сюжет, сюрпризные моменты, предусмотреть всё необходимое для успешного его проведения, правильно распределить силы и время на подготовку. Затем необходимо подобрать разнообразные варианты номеров детской художественной самодеятельности, продумать и изготовить костюмы персонажам, декорации и атрибуты к играм. На подготовительном этапе идёт совместная работа социальных педагогов, воспитателей, концертмейстера, инструкторов по творческой и бытовой реабилитации. Ко дню заезда детей продумана сюжетная линия праздника, готов рабочий сценарий всего мероприятия, полным ходом идёт изготовление костюмов, атрибутов, декораций.
На первой встрече с детьми, заехавшими на курс реабилитации, сообщается тема предстоящего социокультурного мероприятия, выясняются интересы, пожелания и возможности детей, предлагаются различные варианты участия в празднике. Это может быть сольный или групповой номер художественной самодеятельности: пение, танец, чтение стихов, игра на музыкальных инструментах и т. д. Широко применяются задания творческого характера: разыгрывание отрывка из сказки, музыкальный клип, сочинение рекламы, представление костюма. И дети становятся полноправными участниками творческой мастерской по подготовке праздника. Одни участвуют в изготовлении атрибутов и костюмов, другие готовят сольные номера, третьи придумывают инсценировки. Со всеми детьми разучиваются общие песни и хороводы.
Необходимо так построить работу по подготовке к празднику, чтобы она объединяла детей, наполняла их жизнь радостью общения и творчества. А сам праздник следует рассматривать и как форму социокультурной реабилитации и как результат работы в данном направлении.
От занятия к занятию, от заезда к заезду прослеживается положительная динамика в развитии коммуникативных навыков, повышении самооценки, уверенности в себе, развитии творческих способностей детей с ов.
При подготовке социокультурного мероприятия следует помнить, что успех массового праздника обеспечивается использованием комплекса средств эмоционально-нравственного воздействия на его участников. Организация детского праздника требует продуманных слов и поступков: они показатели педагогической культуры, душевного такта, терпения и сложившихся отношений между организаторами праздника и детьми. Воздействие слова усиливают средства наглядности: декорации, оформление зала, атрибуты и т. д. Созданию эмоционального настроения участников праздника способствуют игры, соревнования и музыка.
Музыкальное оформление играет огромную роль в любом празднике. Феномен музыки состоит в том, что знакомые мелодии вызывают у ребёнка ассоциативный ряд, помогают воссоздать нужные зрительные образы. Музыкальная партитура праздника очень важна. Это музыкальные сигналы вначале, фоновая музыка, различные шумовые эффекты.
В работе социального педагога большую помощь оказывает техническое оснащение при подготовке в праздничном мероприятии. На базе учреждения имеются: музыкальные центр, динамические микрофоны, телевизор, мультимедийное оборудование: проектор с экраном на штативе, ноутбук с колонками с выходом в сеть Интернет. Это позволяет педагогу самостоятельно создавать презентации в Microsoft Office PowerPoint, делать нарезку музыкальных произведений, создавать аудиофайлы, используя программу Nero 8 и ее приложение Nero Wave Editor.
Полноправным слагаемым праздника также является игра. Эффект игры, как уникального явления в современной социально-терапевтической практике, совершенно очевиден. Особо следует отметить, что игры нельзя делить механически на обычные для здоровых детей и игры для детей с ограниченными возможностями. Любая игра может быть адаптирована к возможностям ребёнка-инвалида с учётом степени и вида его ограничений. Достаточно внести корректировку, облегчить или видоизменить условия игры, и ребёнок получает новые стимулы к жизни, обогащает свой мир эмоций. Участие детей с ограниченными возможностями в играх вселяет в них уверенность в своих силах, поднимает самооценку, способствует активизации личности, обогащает опыт межличностного общения и взаимодействия.
Оформление зала имеет большое значение в эстетическом воспитании детей. Чтобы оформить зал красиво, ярко и со вкусом, необходимо знать некоторые секреты: соблюдать меру, чтобы украшения не «забивали» друг друга, проявлять фантазию, выдумку при минимальной затрате времени, сил и денег.
Также следует отметить, что успех праздника зависит от учёта возрастных особенностей детей. Наибольший воспитательный результат чаще всего достигается, когда праздник рассчитан на одну возрастную группу. Но условия работы нашего учреждения обуславливают проведение праздничных мероприятий именно для разновозрастных коллективов.
В нашем Центре праздничное мероприятие – это всегда яркое красочное представление с подарками и сюрпризами. Непременным условием которого, является участие всех детей, независимо от физических и интеллектуальных возможностей. На таких мероприятиях дети с ДЦП участвуют в спортивных состязаниях, слабослышащие поют и играют на музыкальных инструментах, дети с умственной отсталостью читают стихи, участвуют в театрализованных представлениях.
Подготовка к празднику и участие в нем детей является важнейшим методом социокультурной реабилитации, который позволяет объединить ребят и наполнить их жизнь радостными минутами общения и творчества.