Оксана Зайцева
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого ребенка есть творческие способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.
Развитие до недавнего времени было побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и почти не управляемым. Проблема развития не выделялась как отдельная задача педагогики. Понятие это больше относили к физиологии и психологии, чем к педагогике.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Но в настоящее время положение резко изменилось. Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из задач обучения, важнейшей проблемой теории и практики. Под развивающим стали понимать обучение, при котором учащиеся не только понимают факты усваивает правила определения, но и обучаются рациональным приёмам применение знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и изменяемые условия.
Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Сложность заключается, прежде всего в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются разные точки зрения, как о природе способностей, так и о понятии «творчество» применительно е интеллектуальному развитию ученика. Я творческие способности рассматриваю применительно к понятию общие интеллектуальные способности, общего характера, образующие основу для достижения наилучших результатов во всех областях. Необходимо также понимать, что под творческими способностями понимаю то, что не сводиться к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.
Известно, что можно выделить два уровня способностей : репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания овладевать определенной деятельностью, осуществляя её по образцу. На втором уровне человек способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Интересен подход к данной проблеме Д. В. Богоявленской, полагающей, что творческие способности проявляются в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил выявить следующие основные показатели сформированности творческих способностей младших подростков :
1. Определённый фонд знаний и умений, их качество и степень обобщенности.
2. Уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся : внимание, памяти, воображения. Именно эти качества по данным психологов являются основой продуктивного мышления.
3. Уровень развития мышления ученика, который определяется главным образом степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификации, конкретизации и т. п., которые он способен производить в процессе учено-познавательной деятельности, и владение обобщенно-познавательной деятельностью.
4. Владение приёмами поисковой и творческой деятельности. Одним из источников совершенствования процесса обучения является новый подход к использованию существующих методов и средств, которые с точки зрения развивающего обучения нуждаются в определенной корректировке и усовершенствовании. С этой точки зрения большой интерес представляет наметившиеся новые подходы к использованию познавательных задач как наиболее эффективного средства развития творческих способностей.
Проблема развития комплекса свойств личности входящих в понятие «творческие способности» требует длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны включать в себя систему познавательных действий и операций, начиная от действий связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, можно предложить следующую базовую модель коррекционного занятия, направленного на развитие творческих способностей, как в системе специальных уроков развития, так и занятий по различным предметам. Его структура может включать в себя четыре последовательных этапа:
1. Разминка.
2. Развитие психических механизмов, лежащих в основе творческих способностей учащихся (памяти, внимания, мышления, воображения).
Работа по формированию и развитию на основе специальных задач, в том числе и по вводу рациональных приёмов, ориентированных на организации управляемой (а не путём «проб» и «ошибок») деятельности учащихся, позволяет добиваться значительных результатов в развитии познавательных и творческих способностей.
3. Этап выполнения развивающих частично-поисковых задач.
4. Решение творческих заданий, рассчитанных на новые «повороты» при рассмотрении давно известных понятий, на неожиданные, непривычные комбинации с целью воспитания у учащихся умения видеть новое в известном, использовать полученные знания в новом или сильно видоизменённых условиях.