Елена Борсова
Роль подвижных игр в развитии скоростных способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль подвижных игр в развитии скоростных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Подвижной игре принадлежит ведущая роль в развитии двигательной деятельности дошкольника в целом.
Публикация «Роль подвижных игр в развитии скоростных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Подвижные игры различного характера являются весьма эффективным средством в системе совершенствования скоростных способностей. Применение подвижных игр подразумевает не только использование каких-то конкретных средств, оно может осуществляться путем включения игровых методических особенностей в любые физические упражнения.
Преимущества игры перед различными физическими упражнениями заключаются в эмоциональном содержании, придающем ей особенную привлекательность, мобилизующем силы детей, доставляющем удовлетворение и радость. Значимы и характер двигательной деятельности, содействующий включению в работу значительного числа крупных мускулов, и разнообразие движений, не допускающее утомления, и возможность саморегулирования темпа и энергии движений, и проявление личной инициативы, и развитие таких психических качеств как смелость, дисциплина, находчивость и др.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для активных двигательных действий. Хотя определенные правила и содержание игры зачастую и обуславливают вид движений участников игры, всегда остается простор для самостоятельного выбора способов действий, их сочетаний, чередований, изменения интенсивности и характера в зависимости от возникающих неожиданно новых игровых ситуаций. Поэтому каждый ребенок действует в меру собственных возможностей, согласно физическим и психическим индивидуальным особенностям.
С одной стороны, в дошкольном возрасте игра выступает в качестве ведущей деятельности, т. к. благодаря ей создается зона ближайшего развития ребенка. Именно в игре зарождаются новые, прогрессивные виды деятельности, формируется навык коллективных действий, умение произвольно, творчески регулировать свое поведение. С другой стороны, содержание игры базируется на продуктивных видах деятельности и постоянно расширяющемся жизненном опыте ребенка.
Разнообразная направленность содержания игры обусловливает развитие ребенка. Есть игры, нацеленные на различные стороны воспитания: физическое, умственное, эстетическое и т. д.
Подвижные игры всестороннее влияют на физическое развитие ребенка, на общее оздоровление детского организма. Двигательная активность ребенка в процессе игры приводит к ускорению обменных реакций в организме, усиливает все жизненно важные функции.
Разнообразие игровых движений стимулирует вовлечение в работу всех мышечных групп, способствует усилению кровообращения и активизации работы легких, происходит насыщение организма кислородом, повышается общий жизненный тонус. В играх развивается моторика ребенка, уменьшается заторможенность, ребенок учится соизмерять движения согласно поставленной задаче. В общем игра оказывает целостное воздействие на детский организм, активизирует взаимосвязанные функции систем и отдельных органов, включая и нервную систему, что в свою очередь повышает уровень функционирования психической деятельности ребенка в целом.
Подвижная игра в качестве двигательной деятельности имеет определенную специфику: от ребенка она требует быстрой реакции на поступающие сигналы и возникающие в игровой обстановке изменения.
Практически каждая подвижная игра содержит сигналы на изменение игровых движений и действий, также требующие быстрой ответной реакции. На развитие скоростных способностей влияют такие скоростно-силовые упражнения как прыжки, метание предметов, толчки при прыжке в высоту или в длину с разбега и др. Скоростные способности развиваются в упражнениях, которые выполняются с ускорением (бег или ходьба с постепенно возрастающей скоростью, на скорость (максимально быстро добежать до финиша, с изменением темпа (от медленного к среднему, быстрому и очень быстрому, а также в подвижных играх, в которых ребенок вынужден выполнять упражнения с максимальной скоростью. Это игры, в основе которых лежит необходимость мгновенно реагировать на зрительные, тактильные, звуковые сигналы, игры с неожиданными задержками, остановками и возобновлением движения, с преодолением малых расстояний за минимальное время. Так, сигнал «построиться!» вызывает быстрый отклик у ребят, выражающийся в изменении действий, характера движения и его направления: легкий бег врассыпную сменяется на целеустремленный в определенном направлении для построения в оговоренном порядке на заранее обусловленном месте.
Подвижные игры являются методом совершенствования у детей ранее освоенных двигательных навыков.
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя быстроту и ловкость и тем самым совершенствуя движения.