Ирина Крамная
Роль семьи в формировании личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Семья имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Но необходимое условие для этого - правильно организованные условия жизни в семье, педагогическая компетентность семейных воспитателей. Поскольку единство целей и задач общественного и семейного воспитания подрастающего поколения обусловлено самой природой общества, пропаганда педагогических знаний среди родителей является составной частью работы дошкольных учреждений. К сожалению, еще бытует заблуждение. Что взаимопонимание между педагогами и родителями само по себе рождается заботой о ребенке. При этом мы нередко сталкиваемся с иллюзией общности. Если каждая сторона считает, что может с успехом исполнять свои воспитательные функции независимо от другого, то подлинного взаимодействия ожидать не приходится. Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных взаимодействий на ребенка, обеспечить всестороннее развитие личности.
Публикация «Роль семьи в формировании личности ребенка» размещена в разделах
Основы характера, исходные жизненные установки - все это закладывается в семье. Этим указанием должны руководствоваться и дошкольные работники, нацеливая свои усилия на повышение педагогической компетентности родителей, их ответственности за воспитание детей, и прежде всего - за нравственно-трудовое. Детский сад-первое общественное воспитательное учреждение, с которыми вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы дошкольного учреждения в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Воспитания трудолюбия-главного качества человека основаны, на которой строится жизнь общества и жизни каждого отдельного её члена,- должно начинаться с ранних лет. Однако далеко не все родители осознают это и порой не только стремятся оградить детей от всех забот, но культивируют у них потребительскую, нетрудовую психологию.
В таком отношении семьи к воспитанию детей- истоки тех негативных явлений идейно-нравственного характера, которые имеют место в молодежной среде, не может не тревожить,- стремление части молодежи выделяться не знаниями и трудолюбием, а дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей.
Так, в статьях Ж. Р. Березина, А. А. Рипигни рассматривается ряд активных методов воздействия дошкольных учреждений на повышение уровня нравственно - трудового воспитания детей в семье.
В статьях М. М. Сапкова, М. Д. Комендантовой раскрыта роль систематического посильного труда ребенка дома в формировании у него нравственных качеств. Ознакомление с трудом родителей, использование семейных трудовых традиций играют большую роль в воспитании у детей трудолюбия, уважения к труду старших. В этом убеждает и опыт.
Актуальным является разъяснения родителям тех требований, которые предъявляет реформа школы к всестороннему развитию детей в дошкольный период их жизни.
От того, как детский сад и семья совместными усилиями будут укреплять здоровье детей, формировать у них знания, познавательные интересы, развивать нравственно и эстетически, зависит их успешное обучение в школе. Опыт сотрудничества детского сада и семьи в физическом и эстетическом воспитании дошкольников, в подготовке их к школе.
Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания – одна из эффективных форм повышения педагогической культуры родителей. Известно, что положительный опыт семейного воспитания знакомой семьи нередко оказывает более действенное влияние на других родителей, чем рекомендации и примеры из литературы. Он имеет существенное значение и для совершенствования педагогического мастерства воспитателей.
Требование к содержанию педагогической информации, к формам общения педагогов и родителей постоянно повышаются. Поэтому предметом обсуждения в педагогических коллективах стало не только то, какие знания следует давать родителям, но и как их давать; каким должно быть сообщение педагогов на собрании, как строить беседу с родителями, в какой форме задавать вопросы, как вызывать у них интерес к обсуждаемым проблемам, как оформить стенд, чтобы отвечал педагогическим и эстетическим требованиям.
Опыт показывает, что если нет глубокого знания семьи. Нельзя рассчитывать на то, что усилия, которые предпринимает педагог, стараясь повлиять на семейное воспитание ребенка, будут эффективны.
Вопросы повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с повышением квалификации воспитателей, потому что уровень их мастерства определяет уровень воспитанности детей. Отношение родителей к детскому саду, к педагогу и его требованиям. Педагогическое мастерство включает в себя и такие знания и умения, которые необходимы воспитателю в работе с семьей.