Наталья Николаевна Шульгина
Роль педагога в формировании эмоционально-положительного настроя пребывания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Роль педагога в формировании эмоционально-положительного настроя пребывания
в детском саду
Воспитатель:
Шульгина Н. Н.
«Все мы родом из детства»
А. Экзюпери
Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования родом из детства.
Здоровье - это понятие, которое имеет три составляющие:
• физическое
• психическое
• социальное
Психологическое здоровье подразумевает целостное состояние личности, которое часто выражается такими понятиями, как:
Публикация «Роль педагога в формировании эмоционально-положительного настроя пребывания в детском саду» размещена в разделах
- «эмоциональное самочувствие»,
- «эмоциональное благополучие»,
- «внутренний душевный комфорт.
Одна из самых важных потребностей в жизни человека (по А. Маслоу) потребность в безопасности в раннем возрасте обеспечивается в основном родителями.
Если ребенок получает от родителей любовь и поддержку у него возникает состояние:
- эмоционального комфорта, а это обеспечивает:
• доверительное и активное отношение к миру
• формирует высокую самооценку
• самоконтроль
• ориентацию на жизненный успех
- эмоциональное неблагополучие проявляется в:
• расторможенности
• агрессии
• подавленности
• страхах
• обидах
• изолированности, которые будут сопровождать его всю жизнь.
«Условия эмоционального благополучия детей в группе детского сада»
• быстрая адаптация к условиям детского сада (постепенное приучение к режиму, пище, позволение приносить в группу любимую игрушку, во время утреннего приема использование различных сюрпризных моментов, подвижных игр);
• наличие в группах «телефонов доверия», по которым можно позвонить маме;
• наличие «семейных альбомов», «уголков психорелаксации»;
• «зональность развивающей среды», позволяющая детям рассредоточиться;
• разумная занятость детей, в течении всего дня;
• применение физминуток во время организованной образовательной деятельности;
• часто плаксивым детям можно давать установку на интересный завтрашний день;
• проведение «утра радостных встреч», позволяющих каждому ребенку ощутить себя в центре внимания;
• демократичный стиль общения воспитателя – не над, а рядом, вместе, глаза в глаза;
• соблюдение воспитателем принципов психолого-педагогического сопровождения детей, главным из которых является:
«Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья
программа ребенку не интересна». (И. Сеченов)
В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции выражаются у них более бурно. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребенка- его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.
Когда взрослые ласковы в обращении с ребенком, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
Ребенок дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребенка преобладает радостное настроение.
Положение ребенка в группе сверстников, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта
Эмоционально-психологический климат в коллективе - это преобладающий в группе эмоциональный настрой, общее психическое состояние детского коллектива, непосредственными компонентами которого являются:
• общая эмоциональная атмосфера
• преобладающее настроение
• уровень активности детей
Основными признаками благоприятного эмоционально-психологического климата являются :
• хорошее настроение детей в течение всего дня;
• доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;
• способность детей занять себя интересным делом;
• отсутствие детей-аутсайдеров;
• возможность беспрепятственно отдохнуть или уединиться;
• отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;
• информированность детей о том, как будет спланирован их день и что каждый из ребят намерен осуществить в этот день интересного;
• высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из воспитанников;
• желание участвовать в коллективной деятельности;
• удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
Способы формирования благоприятного эмоционально-психологического климата в группе
Так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности детей, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
• находить общие интересы, которые объединили бы детей и на их основе организовывать общие дела;
• формировать традиции группы;
• создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь группы каждого ребенка;
• привносить общечеловеческие ценности в жизнь коллектива;
• поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций;
• не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
• создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в группе и сохранению стабильно - положительных отношений между детьми и воспитателем;
• развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
развивать эмпатийные способности детей группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение
К условиям, определяющим эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, относятся следующие:
• личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность);
• профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость);
• ориентация педагогов на эмоциональный комфорт дошкольников
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Совместная деятельность из цикла «Эмоции и здоровье».
Основные задачи:
• научить детей понимать собственное эмоциональное состояние,
• выражать свои чувства и распознавать чувства других людей,
• через мимику, жесты, выразительные движения, интонации
Деятельность построена в основном на обыгрывании ситуаций, беседах с детьми, проводятся психологические игры, этюды, психогимнастика, релаксация
Стенд «Страна настроения»
После знакомства с основными понятиями, дети уже самостоятельно определяют свое настроение и рядом с фотографией выкладывают цветную карточку настроения с соответствующей пиктограммой.
• Желтый цвет характеризует радость,
• зеленый – спокойствие,
• красный – страх, грусть.
Методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию.
У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении, потребность выговориться, поделиться тем, что на душе.
«Карточки настроения»
Дети раскрашивают квадратики в желтый, зеленый, красный цвет, определяют и закрашивают свой кружок настроения
Здравствуйте, я пришел
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.
Ребенок – личность, член коллектива
Уголок именинника
Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа.
Цель: познавательное развитие, эмоциональное благополучие
Паровозик желаний
Персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков и т. д
Цель: ребенок – центральное лицо в детском коллективе
Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т. д.
Чтобы нормально расти, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!