Елена Загуляева
Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова. Безопасность, безопасное поведение, опыт безопасного поведения, этапы формирования навыков безопасного поведения.
Введение. Актуальность формирования в период дошкольного возраста навыков безопасного поведения в быту подчеркивается в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в которых выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». Содержание этой образовательной области направленно на формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Перед педагогами ставятся такие задачи, как развитие положительного отношения ребёнка к себе, к другим людям, к окружающему миру, к коммуникативной и социальной компетентности детей. [3].
Публикация «Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту» размещена в разделах
Подчеркнем при этом, что представление о безопасном поведении в быту усваивается ребенком в процессе разных видов деятельности и становится регулятором его поведения, которое определяется представлением ребенка о том, как следует вести себя в той или иной опасной ситуации.
Важно готовить ребенка к непредвиденной встрече с трудностями, уметь сформировать у него представление о самых опасных ситуациях, прививать ребенку навыки безопасного поведения в разных условиях, с родителями которые должны быть примером для подражания, или без них. [2, с. 25].
Проблема безопасной жизнедеятельности рассматривалась в работах ученых, среди которых можно назвать В. А. Ананьева, A.С. Вернадского, М. И. Ломоносова, и др. Многообразие идей и подходов к проблемам безопасности и жизнедеятельности личности освещено в трудах отечественных психологов -В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьевой, Д. В. Эльконина и др. Среди современных исследований можно выделить ученых Н. Ю. Белую, Л. И Лукину, B.Н. Мошкина и др.
Вопросами формирования навыков основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста занимались в своих научных работах - Н. Н. Авдеева, Г. К. Зайцев, В. Н. Зимонина, О. Л. Князева, Л. А. Кондрыкинская, И. Ю. Матасова, Р. Б. Стеркина, Л. Г. Татарникова, Т. Г. Хромцова и др.
Формирование представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста, возможно эффективно осуществить при создании определенных организационно-педагогических условий. Правильное определение условий, которые будут не только отвечать программным требованиям, но и будут направлять работу педагога в данном русле, зависит полностью от педагога.
Термин «организационно-педагогические условия» очень часто можно встретить в различных педагогических трудах. Анализ научно-педагогической литературу показал, что в настоящее время имеют место разные подходы к определению этого термина. Е. И. Козырева дает такое определение: организационно – педагогические условия - это совокупность объективных возможностей, обеспечивающая успешное решение поставленных задач. Т. К. Клименко, Н. А. Переломова и другие ученые, исследуя проблемы инновационного образования на этапах профессиональной подготовки, выделяют внешние условия – это создание инновационной среды, педагогизация учебно-воспитательного процесса в целях изменения инновационного фона, насыщение содержания духовными ценностями) и внутренние условия, такие как - увеличение «степеней свободы» личности, накопление духовно-практического опыта, овладение продуктивными формами самосозидательной деятельности). Общей составляющей для всех определений является направленность условий на совершенствование взаимодействия участников педагогического процесса при решении конкретных дидактических задач. [4].
Анализ литературных источников позволил выделить организационно – педагогические условия, способствующие формированию представлений о безопасном поведении в быту у детей старшего дошкольного возраста:
- хронологию освоения доступного детям содержания знаний, умений и навыков безопасного поведения в быту;
- использование поэтапной методики, обеспечивающей единство формирования знаний и умений как основы навыков безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;
- признание педагогами и родителями потребности целенаправленной деятельности в тесном сотрудничестве.
Эффективность организационно-педагогический условий формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста возможно при поэтапной методической работе с детьми старшего дошкольного возраста, а именно:
1-ый этап: Уточнение и систематизация знаний о правилах безопасного поведения преимущественно через дидактические игры.
2-й этап: Использование ситуативно - имитационного моделирования для формирования умений безопасного поведения в быту.
3-ий этап: Осуществление на практике умений обращаться с реальными потенциально опасными бытовыми предметами. [5].
На основании теоретического исследования был разработан педагогический эксперимент на базе МБДОУ №1 пгт. Ленино. Констатирующий этап исследования показал, что большинство детей, участвующих в эксперименте, старшего дошкольного возраста входит в число положительного уровня (высокий и достаточный уровень) сформированности навыков безопасного поведения в быту. Недостаточный уровень составил – 30 % детей. Дети лишь с помощью педагога могли назвать отдельные источники опасности в быту, не знали меры предосторожности и действия в случае опасности. Были безразличны к необходимости соблюдения мер предосторожности.
На основании этого этапа исследования были разработаны направления формирующей работы :
- это работа с педагогическим коллективом: деловая игра «один дома», круглый стол «Создание в дошкольном образовательном учреждении безопасной среды для детей», создание каталогов дидактического и художественного материала;
- и работа с детьми, которая предполагала 3 этапа: обогащающий, имитационный, практический.
Целью первого (обогащающего) этапа являлось накопление и систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в быту. Это: представления о бытовых источниках опасности, возможных ситуациях, сопряженных с травматизмом, мерах предосторожности при обращении с предметами домашнего обихода и доступных приемах оказания первой помощи.
На этом этапе исследования главное место занимало обучение, в основном представленное системой бесед, дидактических игр, чтением и обсуждением художественной литературы.
В ходе формирующей работы для реализации второго имитационного этапа на макетах комнаты и кухни, разыгрывались игровые проблемные ситуации опасного и неопасного поведения ребенком дома. В одной ситуации ребенок должен помочь маме достать из духовки испеченное печенье. Воспитатель отмечает и озвучивает правильность и последовательность действий: взяты ли прихватки, готово ли место, куда будет поставлен противень. В следующей ситуации воспитатель предлагает рассмотреть случай неосторожного обращения с ножом, в результате которого был порезан палец, ребенок должен рассказать свои дальнейшие действия. По каждой ситуации рассматривается и оговаривается последовательность действий ребенка. Особенно детям понравилась игра, когда один участник отворачивался, а воспитатель за это время менял местами на кухне предметы. Затем ребенок должен был определить предмет, который стоит неправильно или опасно и объяснить почему.
Третий этап (практический) для формирования умений безопасного обращения с вероятными опасными предметами доступными детям дома, проводился вместе с родителями.
- работа с семьей: через информационно-аналитическое, познавательное, наглядно-информационное и досуговое взаимодействие.
Это выставки семейных творческих работ: «Безопасность». Участие в конкурсах творческих работ между ДОУ пгт. Ленино: «Островок безопасности». Разработаны и розданы информационные проспекты для родителей: «Осторожно! Опасные предметы в быту». Разработаны памятки по организации безопасного поведения детей в быту, о предупреждении пожара от баловства и неосторожного поведения с огнем, обеспечения личной безопасности детей дошкольного возраста, предупреждение травматизма и др. Папки-передвижки: «Электробезопасность дома»; «Осторожно с огнем»; «Ребенок один дома».
Контрольный этап эксперимента позволил сделать сравнительный анализ данных активного уровня навыков безопасного поведения в быту дошкольников.
Таким образом, в результате проведенной работы в экспериментальной группе к высокому уровню навыков безопасного поведения в быту отнесено на 12 % больше дошкольников, чем на констатирующем этапе эксперимента. В контрольной группе всего отнесено на 4% больше. К достаточному уровню отнесено на 13 % больше детей в экспериментальной группе и на 8 % в контрольной.
На 17 % уменьшилось количество детей экспериментальной группы из числа дошкольников, отнесенных к низкому уровню, тогда как в контрольной группе таких детей 4 %.
Произошли и существенные изменения качества навыков безопасного поведения в быту у детей старшего возраста. Дошкольники выделяют основной круг опасных предметов домашнего обихода (доступный детям дошкольного возраста); имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации (оказать помощь, обратиться за помощью).
Проведенное исследование показало, что внедренные нами организационно-педагогические условия играют существенную роль и являются эффективным средством формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего школьного возраста. М. : АСТ, 1998. - 86 с.
2. Григорович Л. Санитарно-просветительская работа среди родителей по предупреждению травм у детей младшего дошкольного возраста// Медицинская сестра. 2008. №8. – С. 25.
3. Сборник: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 2012 г. - 32 с.
4. Тароева Л. Б. Организационно-педагогические условия формирования ключевых компетенций в процессе гуманитарной подготовки студентов: Режим доступа: https://referatwork.ru/refs/source/ref-4164.html
5. Хромцова Т. Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста: Автореферат дисс. канд. пед. наук. СПб., 2001 г. – 175 с.