Елена Матвиенко
Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Из поколения в поколение человеческое общество проявляло интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа. Воспитание национального самосознания дошкольника должно начинаться с ощущения того, что он живет в России, на русской земле, говорит на родном языке и познает культуру своего народа. Моим воспитанникам повезло, потому что они живут в красивом Бутурлиновском крае, который богат различными видами народного творчества. Наши предки столетиями создавали самобытные народные предания, сказки, мелодии, танцы, легенды, декоративные изделия, театральные постановки и т. Д. Имея огромную культурную сокровищницу последние поколения сохраняют и передают ее как историю и опыт. Использование в своей работе современных технологий, наглядно – дидактического материала, перспективных планов, экскурсий, различных проектов, оформление модулей помогли познакомить воспитанников с народным творчеством нашего края, а также развить в детях эмоционально – эстетические суждения и оценки устного народного творчества. Различные мероприятия по данному направлению помогли научить ребят бережно относиться к предметам народно – прикладного искусства, к растениям и животным. Воспитать любовь к родному городу, чувство маленького гражданина, желание сделать город чище, краше. Экскурсии в краеведческий музей расширили представления детей о творениях ремесленников, мелких кустарей, сапожников, изделия которых славились за пределами губернии. Музей народного быта в ДОУ с предметами утвари (утюги, печь, чугунки, ухват, поварешки, вышитые полотенца, самовар, колыбель, коромысло, прялка, ведра, стиральная доска, знакомство с их строением, назначением. Рассматривание народных костюмов, расшитыми местными умелицами, закрепили знания детей о способах изготовления старинной одежды. Носителями культурных ценностей для детей стали члены семей воспитанников, которые помогли создать мини библиотеку: книги по народоведению, истории родного края, области. В качестве домашнего задания в семьях моих дошколят было изготовлено «Генеалогическое древо». Радовали глаз выставки подлинных изделий народных мастеров : изделия из бересты, ивы, привезенные из сел района. Альбомы по декоративно – прикладному искусству расширили кругозор детей и вдохновили на создание собственных шедевров. В групповой комнате всегда «царил дух» творчества и идей. В постановках театральной деятельности использовались народные костюмы, изготовленные в семьях воспитанников. Разучивание народных песен, потешек, прибауток, игр с пением, хороводы, сказки пополнили словарный запас детей. Всю красоту и самобытность музыкальной культуры народа отражают музыкальные инструменты. Большое удовольствие доставила игра на гуслях, ложках, колокольчиках, трещетках, дудочках из камыша. На занятиях кружка ребята с удовольствием изготавливали игрушки из соломы (куклы, расписывали глиняную посуду. В работах по изобразительной деятельности – в декоративном рисовании украшали игрушки, предметы с помощью народных мотивов (орнаменты народного растительного характера, используя особенности цвета, присущие русским росписям). Совместные с родителями досуги, игры, катание на санках (в зимний период) познакомили детей с доступными, их восприятию семейными традициями.
Публикация «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2020
Вышеперечисленные мероприятия творчески и духовно обогатили и разнообразили пребывание моих воспитанников в детском саду. Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: любовь к Родине, своему народу, гордость за национальное достояние.
Список литературы
1 Докучаев А. Т. Край Бутурлиновский / А. Т. Докучаев. – Издание администрации Бутурлиновского района Воронежской области, 1995 – 119с