Юлия С.
Роль музыки в процессе эстетического и творческого воспитания в ДОУ
Роль музыки в процессе эстетического и творческого воспитания в ДОУ.
Среди всех видов искусств самым эмоциональным по своей природе является музыка. Даже во внутриутробный период для последующего развития человека чрезвычайно важна музыка, которую слушает будущая мать. Музыка обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений.
Публикация «Роль музыки в процессе эстетического и творческого воспитания в ДОУ» размещена в разделах
По своему содержанию музыка – это художественная модель человеческих эмоций, рассматривающаяся как эстетический способ освоения и познания разнообразия эмоциональных состояний окружающих людей и своего собственного.
Проблема развития эмоционального мира личности ребенка средствами музыки рассматривалась в отечественной педагогической теории разноаспектно - как процесс познания и оценки музыкального произведения; как психическая деятельность, связанная с мышлением, эмоциями, речью, воображением; как процесс, органически связанный с личностью; как специфическая особенность, обуславливающая музыкальное развитие детей.
Согласно исследованию Л. А. Баренбойма, музыкальное восприятие обеспечивает формирование у детей «аппарата переживания» и «аппарата осмысления», необходимого для развития эмоционального и эстетического мира личности ребенка.
К. В. Тарасова определяет специфику восприятия у детей двух слоев содержания музыкальных произведений : интонационного и смыслового, обусловленных социокультурными и личностным опытом ребенка. Ее исследования показали, что музыкальное восприятие формируется в онтогенезе поэтапно: сначала происходит становление восприятия интонационной стороны музыки, а позже - ее аналитической формы.
В. В. Медушевский выделил 3 этапа развития музыкального восприятия : 1 этап - синкретически-конкретное восприятие; 2 этап - специфически-интонационное мышление; 3 этап - критическое суждение о музыке.
Согласно научным идеям Н. А. Ветлугиной, целью музыкального воспитания является развитие музыкальности ребенка, понимаемой как способность целостного восприятия музыки (слушание и сопереживание); дифференциации средств музыкальной выразительности, развитие исполнительских способностей, способностей, проявляющихся в творческом воображении при восприятии музыки в песенных, музыкально- игровых, танцевальных импровизациях.
Вышеизложенные положения ученых позволяют проследить закономерную взаимосвязь между уровнем развития эмоциональной сферы личности ребенка и уровнем восприятия музыки, помогают понять возрастную динамику развития сопереживания средствами музыки как вида искусств.
Основными задачами музыкального воспитания являются :
1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений.
5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности : слушание музыки; детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах); музыкально-познавательная деятельность (начальные элементы музыкальной грамоты); продуктивное и исполнительское творчество.
В ряде научно-педагогических источников ведущее средство в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста оценивается пение. Оно способствует формированию эстетического отношения к музыке и развитию музыкально-сенсорных способностей; воспитанию звуковысотных представлений и чувства ритма; расширению музыкального мышления и памяти.
Отмечается большое значение пения для активизации умственных процессов, развития речи, а также влияние на регуляцию и стимуляцию общего физического состояния детского организма.
Для развития музыкальных способностей - музыкального слуха, чувства ритма и музыкальной памяти - полезна игра на детских музыкальных инструментах - металлофоне и ударных. Игра на них активизирует музыкально-слуховые представления (ребенок подбирает по слуху, импровизирует, а также чувство ансамбля.
Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Работа начинается с детьми в возрасте от полутора лет и, продолжается до выпуска их в школу. На этом этапе пути в течении 5-6 лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Дети учатся петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.
В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.
Дети учатся выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.
При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость. Внимание - это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. В каждом ребенке есть таланты и способности, необходимо помогать развивать их в дальнейшем.
Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Из всех видов искусств музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.