Наринэ Диланян
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
По словам писателя С. М. Михалкова, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующими поколениями, может любить Родину, знать ее и стать подлинным патриотом. Прежде чем стать патриотом России, надо знать традиции Родины, своего края, жить их интересами и заботами.
Дети дошкольного возраста очень эмоциональны. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.
Публикация «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое положительное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
В нравственно – патриотическом воспитании ребенка-дошкольника с помощью музыки возможно решить следующие задачи:
-формирование чувства привязанности к детскому саду, к своему дому. друзьям и близким (семье);
-формирование чувства любви к своему родному краю, к своей малой родине на основе приобщения к ее культуре и традициям;
-формирование представлений о России как о родной стране, знакомство с гимном своей родины, музыкальным наследием;
-развитие элементарных представлений о правах человека (ребенка);
-воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами художественно
-эстетического воспитания : музыка, изо-деятельность и художественное слово.
На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, которые усваиваются им и становятся близкими. В звуках музыки, песнях и танцах предстают перед ребенком первоначально образы семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте- мир родного края.
Немаловажную роль в деле воспитания нравственности и патриотизма играет подбираемый репертуар. Ознакомление детей c лучшими образцами мировой и русской классики способствует развитию эстетических представлений, формирует музыкальный вкус, является средством нравственного и патриотического воспитания.
В репертуар обязательно включаются «Гимн РФ»,который является обязательным дополнением к проведению праздников и развлечений различной тематики. Дети знакомятся с военными маршами, разучивают песни о Родине и ее защитниках : «Бравые солдаты А. Филиппенко, Гимн России А. Александров «Сегодня салют!»М. Протасова, День Победы Д. Тухманова, Катюша М. Блантера, Мир нужен всем В Мурадели «Моя Россия» Струве «Пусть всегда будет солнце А. Островского и др. /
Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Воины, защитники Отечества есть практически в каждой семье, поэтому праздник считается всенародным. Оказывает наибольшее влияние на патриотическое воспитание детей подготовка и проведение праздников, развлечений, занятий, посвященных Дням воинской славы. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Они написаны в темпе марша.
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах.
Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях, на впечатления от экскурсий к памятникам, посещений мероприятий в музее.
Композиторами уделяется огромное внимание теме патриотизма которую они отразили в своем творчестве.
В годы войны было много написано музыкальных произведений, которые отражают события, настроение, характер военного времени. В детском саду при подготовке к праздникам воинской славы дети с огромным удовольствием исполняют песни, танцы военной тематики, направленные на развитие чувства патриотизма. Участие в конкурсах и развлечениях на тему Великой Победы развивает интерес детей к истории народа и страны, воспитывает уважение к ветеранам.
Включение в занятия и праздники произведений фольклора, народной и классической музыки, музицирование на детских музыкальных инструментах – позволяет приобщить дошкольников к традициям, культуре, формировать представления о родном крае, о России. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. И в этом случае на музыкальных занятиях, а также в выступлениях на мероприятиях, посвящённых дню города, что тоже служит развитию патриотических и нравственных чувств дошкольников.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием.
Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребенка-дошкольника Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.
Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. В детских садах ежегодно проводятся праздники мам и 8-е марта.
Основной целью Нравственно-патриотического воспитания является ориентация подрастающего поколения на ценности культуры нашего Отечества, формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому России. С помощью музыки мы развиваем в детях чувство гордости за свою Родину, воспитываем уважение к родным и близким, развиваем толерантное отношение к окружающим их людям. А так же воспитываем уважение к истории и культуре своей Родины.