юлия кузнецова
Роль музейной педагогики в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кузнецова Юлия Ивановна
МДОУ Широкинский детский сад
Газимуро -Заводский район
Роль музейной педагогики в системе патриотического воспитания
детей дошкольного возраста.
Краткое описание статьи: статья посвящена актуальному вопросу реализации музейной педагогики в ДОУ с целью нравственно-патриотического воспитания детей, в статье обоснована актуальность внедрения мини-музеев в детские образовательные учреждения. Представлен опыт создания мини-музея «История Русского быта».
Публикация «Роль музейной педагогики в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Ключевые слова: нравственно-патриотическое воспитание, патриотизм, музейная педагогика, мини-музеи, дошкольники.
Роль музейной педагогики в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста – тема, требующая глубокого и многостороннего анализа. [1] А. Н. Толстой метко подметил, что патриотизм – это не просто любовь к родине, а глубокое осознание неразрывной связи с ней, сопереживание ей во всех её исторических перипетиях, как радостных, так и трагичных. Это чувство, зарождающееся в самых нежных годах жизни ребенка, основывается на привязанности к семье, к близким людям – родителям, бабушкам, дедушкам. Дом, родной город, улица, на которой он играет – это первые кирпичики в фундаменте его патриотического чувства. Восхищение окружающим миром, яркие впечатления детства, пусть даже ещё не до конца осознанные, формируют эмоциональную базу, на которой в последствии вырастет зрелое понимание Родины. Именно поэтому проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников – одна из самых актуальных задач современного общества. Ведь сегодняшние дошколята – это будущее страны, и от того, каким будет их патриотическое воспитание, зависит её будущее благополучие. [1]
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [6]прямо указывает необходимость формирования первичной ценностной ориентации и социализации у детей дошкольного возраста. Ключевыми задачами здесь являются формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине, а также овладение нормами и правилами поведения в обществе, основанными на понимании добра и зла. Однако, простое декларирование этих задач недостаточно. Необходимы эффективные механизмы их реализации. И здесь музейная педагогика играет незаменимую роль – это уникальное пространство, способное вовлекать детей в историко-культурный контекст своей страны. [1]. Фундаментом музейной педагогики является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы старины, памятники природы, искусства. Именно музей становиться источником формирования интереса к своему народу культуре формирует основу нравственно-патриотического воспитания. Музейная педагогика дает возможность : осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей. Она органично включается в единое пространство ДОУ и, будучи специально спроектированной интерактивной средой, обеспечивает детям яркие образные представления и эмоциональные переживания. Дает возможность попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.
Не случайно, музеи называют информационно –коммуникативной системой. Включение музея в образовательный процесс способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.
Мини-музей в детском саду -путешествие в прошлое.
В отдаленных регионах страны, где о настоящих музеях можно только мечтать, на выручку приходят мини-музеи, которые создаются в детских садах. Мини-музей - это интерактивная площадка, специально созданная для знакомства детей с окружающим миром. Название "мини" отражает не только компактные размеры экспозиции, но и возрастную категорию посетителей. В мини-музее в отличие от традиционных музеев, где экспонаты нельзя трогать, дети могут взаимодействовать с предметами, изучать их и даже проводить простые эксперименты.
В создании мини-музея в детском саду есть преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Каждый мини-музей становиться результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей "Истории русского быта"
Недавно в нашем детском саду появился мини-музей "История русского быта". Это небольшая комната, оформленная в традиционном русском стиле. Здесь дети могут окунуться в атмосферу прошлого, узнать о быте и традициях своих предков. Экспозиция музея включает в себя :
* Русская печь: Сердце русской избы, символ домашнего очага. Дети могут узнать, как на печи готовили пищу, сушили грибы и ягоды, а также грелись холодными зимними вечерами.
* Канапель: деревянная лавка, которая служила местом для отдыха и сна.
* Сундук: место для хранения одежды, постельного белья и других вещей.
* Прялка: инструмент для прядения пряжи, с помощью которого изготавливали одежду.
* Посуда: Глиняные горшки, деревянные ложки, металлические чашки – все эти предметы рассказывают о том, как питались наши предки.
* И многое другое: В музее представлены различные предметы быта, которые помогут детям составить более полное представление о жизни на Руси.
Создание мини-музея "Русская изба" преследует несколько целей:
* Приобщение детей к истории и культуре своего народа. Знакомство с традициями и обычаями помогает детям формировать чувство национальной идентичности.
* Развитие познавательных интересов. Изучение экспонатов музея способствует развитию любознательности, наблюдательности и исследовательских навыков.
* Воспитание бережного отношения к культурному наследию. Дети учатся ценить предметы старины и понимать их историческую ценность.
* Создание условий для совместной творческой деятельности педагогов, детей и родителей. Совместная работа над созданием и пополнением музея укрепляет отношения в детском коллективе.
Почему важно знакомить детей с русской культурой?
Родная культура – это неотъемлемая часть нашей жизни. Знание о прошлом помогает нам лучше понимать настоящее и определять свое место в мире. Знакомя детей с русской культурой, мы закладываем в их сердца любовь к Родине, уважение к традициям и гордость за свой народ.
Как мы работаем с мини-музеем?
В нашем мини-музее проводятся различные тематические занятия, экскурсии и мастер-классы. Дети учатся:
* Определять назначение предметов быта.
* Сравнивать предметы старины и современные аналоги.
* Придумывать и разыгрывать сценки из русской народной жизни.
* Изготавливать сувениры и поделки в традиционном русском стиле.
Заключение:
Мини-музей "Истории русского быта" – это не просто собрание старинных предметов. Это место, где история оживает, а дети открывают для себя удивительный мир прошлого. Благодаря такому музею, наши воспитанники растут не только образованными, но и патриотично настроенными людьми.
Дополнительные идеи для развития мини-музея :
* Организация выставок детских работ.
* Проведение тематических праздников.
* Создание виртуального тура по музею.
* Сотрудничество с местными музеями и краеведами.
Приглашаем всех желающих посетить наш мини-музей и окунуться в атмосферу старинной русской избы!
[Забайкальский край, Газимуро-Заводский р-н., п. Новоширокинский, д. 36 для желающих посетить музей]
Библиографический список:
1. Бандулина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания//Справочник старшего воспитателя. – 2013 г. № 2.
2. Ветохина А. Я. Нравственнопатриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий, - СПб. : «ООО Изд. «Детство – пресс», 2010 г.
3. Дубовик, В. В. К вопросу о развитии музейной культуры дошкольников в дошкольном образовательном учреждении / В. В. Дубовик // Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 195-197. — URL : https://moluch.ru/archive/189/47961/
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы жив м в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М: «Издательство Скрипторий 2003», 2008, - 112 с.
5. Педагогический энциклопедический словарь /гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М. : Большая рос. энцикл., 2002. — 528 с.
6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г. ©Шавструк И. А., 202