Савинова Татьяна Васильевна
Роль музейно-педагогической деятельности в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль музейно-педагогической деятельности в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.
Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 104
комбинированного вида» г. о. Саранск
Савинова Татьяна Васильевна
Музейно-педагогическая деятельность в настоящий момент становится полноценным партнером по решению задач, связанных с познавательным развитием и духовно-нравственным воспитанием дошкольников в условиях детского сада.
Публикация «Роль музейно-педагогической деятельности в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Работая со старшими дошкольниками, мы успешно применяем эту инновационную педагогическую технологию, так как музейная педагогика позволяет приобщить подрастающее поколение к истории родного края, быту и традициям народов нашей многонациональной Родины, развивать творческие стороны личности ребенка и его познавательную активность. Первоочередная задача, поставленная перед педагогами, заключается в том, чтобы помочь ребёнку увидеть «музей» в своем окружении: показать историко-культурный контекст обыкновенных вещей в повседневной жизни, научить анализировать, сопоставлять и делать выводы самостоятельно.
Приобщать детей к музейной педагогике мы начали в условиях группы, создавая «мини-музеи» по различным тематическим направлениям. Наполнение музея учитывало возраст детей, размеры экспозиции и четко определенную тематику и предполагало активное участие родителей в создании развивающей среде музея. Назначение таких мини-музеев заключалось в вовлечение детей в деятельность и общение, воздействуя на их эмоциональную сферу и личностные качества.
Дети и родители совместно с педагогами стали участниками создания следующих экспозиций.
- «Мини-музей книги», где были представлены любимые книги детей;
- «Мой родной город» с фотопоказом любимых мест города;
- «Воинская слава» с представлением фотографий и медалей родных, участвующих в Великой Отечественной войне;
- «Красота родной природы», отражающая не только прекрасные уголки малой Родины и найденные или выращенные интересные объекты живой природы.
В ходе проведения экскурсий реализуются разнообразные формы работы экскурсовода с детьми : викторины и загадки, познавательные беседы,дидактические игры, составление творческихрассказов, продуктивная деятельность (экспериментирование, рисование, моделирование).
Процесс включения дошкольников в музейное дело является сложным, постепенным и требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. Поэтому мы постепенно расширили пространство посещения «мини-музеев», организуя экскурсии в мини-музей детского сада «Мордовская изба». Данный вид экскурсий способствовали поддержанию преемственности поколений, расширили представления детей в изучении культуры и быта русского и мордовского народа, а так же наглядно показали древние традиции и обычаи русского и мордовского народов.
Вся познавательная информация во время посещения «Мордовской избы» предлагается детям в первой половине экскурсии, во второй же организуется ее закрепление в практической форме. Практическая деятельность включает собственную деятельность детей, т. е. различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов и экспонатов, составление схем их описания и т. д. В мини-музее так же проходят нетрадиционные занятия – экскурсии в виде: занятий – диалогов, занятий – фантазий, путешествий и соревнований. Для родителей совместно с детьми организуются интересные мероприятия в форме мастер-классов по изготовлению экспонатов.
При проведении с детьми работы в музейно-образовательном пространстве в настоящее время расширяется спектр использования интерактивных технологий, позволяющих перенестись в музей, не покидая пределы детского сада. Интересны для детей виртуальные компьютерные интерактивные экскурсии, где в качестве материалов используются фотографии, аудио- и видеоматериалы. Дети активно включаются в процесс познания, воспринимая с экрана монитора информацию и отвечая на вопросы, делясь собственным опытом. Педагог самостоятельно создает нужный для темы экскурсии видео-ряд и подбирает вопросы, которые помогут детям глубже осознать и прочувствовать увиденное. Примером таких экскурсий служат интерактивные экскурсии «Путешествия по Городам воинской славы», «Заповедная Мордовия», «Широка страна, моя Россия».
Отметим, что виртуальные компьютерные интерактивные экскурсии не должны подменять реальные экскурсии, потому что они не могут заменить те чувства, которые дети испытывают в реальном мире.
Посещение настоящего музея с дошкольниками – дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.
Организуя интересные и продуктивные экскурсии, мы придерживаемся нескольких правил.
Во – первых, устанавливаем контакт с администрацией музея. Это позволяет подобрать экскурсовода, который имеет навык работы с детьми дошкольного возраста. Тогда экскурсия для детей пройдет занимательно с увлекательными рассказами о многих экспонатах музея или о нем самом.
Родители обязательно оповещаются о походе в музей, сообщая тему экскурсии предложив посетить музей вместе с детьми.
Детей так же следует подготовить к посещению музея. Они уже знакомы с понятием «музей» в детском саду, знают правила поведения в музее, поэтому педагогу стоит активизировать знания детей и обязательно предложить запомнить как можно больше информации об экспонатах, интересные факты, рассказанные в ходе экскурсии.
После посещения музея дошкольники, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям и родителям об этом событии, делятся впечатлениями и отражают свои чувства в продуктивной деятельности.
Музей для ребенка - это маленькая запоминающаяся история, которая помогает дошкольнику погрузиться в мир традиционной культуры и историко-художественного наследия и служит его комплексному развитию, воспитанию патриотизма, гражданственности идуховности маленького гражданина.
Использованная литература:
1. Безрукова, М. И. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания / М. И. Безрукова, Н. Н. Волкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 3 (18). — С. 9-11. — URL : https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/ ( дата обращения: 30.10.2023).
2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
3. Трунова, М. Секреты музейной педагогики : из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.