мария скворцова
Роль кружковой деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущим из них, на наш взгляд, являются:
- Создание трудовой предметно-развивающей среды.
- Использование педагогами гармоничного сочетания форм и методов управления досуговой деятельностью.
- Организация целенаправленного сотрудничества дошкольников и родителей в приобщении к досуговой трудовой деятельности.
Досуговая деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания выполнять или участвовать в ней, у детей дошкольного возраста связана с удовлетворением их познавательных потребностей, а стимулом является интерес, поэтому именно принцип интереса к деятельности - неотъемлемое условие организации культурного досуга у детей, т. е. интерес представляет собой «специфический мотив» культурной деятельности, в том числе познавательной. Интерес способствует возникновению творческих проявлений ребенка и стимулирует развитие навыков художественно- творческой деятельности (Т. С. Комарова). Интерес к досуговой деятельности выступает в качестве доминирующего стимула; досуговая активность или пассивность ребенка определяется только наличием или отсутствием интереса к ней (А. Ф. Воловик). Поэтому побуждение дошкольника к тому или иному виду досуговой деятельности и включение в неё должны исходить из учета его интересов, поскольку неучтенный интерес – это неудовлетворенная потребность.
Публикация «Роль кружковой деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Вступая в непосредственное общение (на уровне партнерства) в процессе совместного труда активности, и личностно значимым лицом. Отражая в своих действиях и общении с детьми собственное отношение к работе, взрослый эмоционально заражает детей, побуждает следовать его примеру, не навязывает нормы отношения к труду (в правилах, указаниях, требованиях, а демонстрирует их перед детьми. Наблюдая за детьми и видя их ошибки (отвлекаются, небрежны, не умеют и пр., взрослый разыгрывает ситуацию, якобы возникшую в ходе работы, и свое решение выхода из нее.
Итак, досуговая трудовая деятельность успешно развертывается в рамках кружковой работы. В ДОУ широко представлены кружки «Оригами», «Очумелые ручки», «Разноцветная палитра», «Рисуем в нетрадиционной технике», «Каблучок»и т. д. объединение взрослых и детей на основе общих пристрастий и свободного выбора. Занятия строятся по законам творческой деятельности, сотрудничества.
Конечно же, выбор досуговой трудовой деятельности абсолютно доброволен. Досуг нельзя навязать – это противоречит самой его природе. Дети выбирают, а задача взрослых - педагогически правильно организовать детский досуг.
Среди базовых характеристик старшего дошкольника выделяются креативность, т. е. способность к творческому самовыражению в той деятельности, к которой наблюдается предрасположенность. Как ее определить? Моделируя педагогический процесс, следует предложить детям широкий спектр разнообразной досуговой деятельности, ориентированной на разные виды труда.
Педагогический опыт подсказал: только увлеченный педагог, мастер своего дела способен увлечь ребенка, раскрыть его индивидуальность, передать секреты мастерства. Мы считаем, что занятия такого рода должны проводить не только воспитатели группы, но и другие педагоги, а также родители воспитанников. Занятия могут проводиться один-два раза в неделю. Как дополнительно образовательные услуги желательно образовать кружки «Умелые руки», «Хозяюшка», и т. д. Их работа определяются целью воспитательно-образовательного процесса: раскрытием творческих задатков и способностей, помощью в овладении креативными формами самовыражения в доступных дошкольникам видах ручного труда и конструирования.
Чтобы ребенок развивался и как носитель креативного начала, проявляющий себя как субъект деятельности, взрослый предоставляет ему свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, приобретения индивидуального стиля деятельности. Система занятий в кружке обеспечивает развитие детских творческих замыслов от принятия идеи взрослого к выбору варианта, а затем к самостоятельному целеполаганию.
Развития творчества детей в ручном труде связано с их способностью создавать зрительный образ (замысел-представление)своей будущей работы с с умением реализовывать его с использованием разнообразного материала (бумага, картон, цветное соленое тесто, нитки, ткань, и пр.) Успех реализации замысла зависит от того, насколько хорошо ребенок знает- и учитывает в своей деятельности- качества, свойства материалов, а так же владеет техникой работы с ними.
Создание выразительности образа детьми, как формирование художественного образа, невозможно без взаимосвязи познавательного и, изобразительного и технического процессов.
В связи с этим в работе кружков целесообразней использовать методику обобщенных способов создания поделок из разных материалов (М. В. Крулехт). Суть данной методики в том, что педагог показывает, используя операционные карты, базовый способ, позволяющий создавать на его основе разнообразные вариативные поделки. Дети имеют возможность выбрать то, что они хотят сделать.
Осознание детьми обобщенного способа открывает простор для творчества. Опорные схемы, модели, пооперационные карты, простейшие чертежи помогают детям обдумать и осуществить свой замысел, а также оценить результат с позиции цели. Важно предоставлять детям выбор материалов и инструментов. Педагог должен побуждать детей к поиску материала для воплощения замысла, советовать, как экономнее его расходовать.
Работа в кружке по интересам требует от педагога, как было сказано ранее, высокого уровня мастерства, гибкой тактики руководства детьми. Позиция педагога должна постепенно меняться : от активной обучающей – к партнерской, а затем к позиции создателя условий для самостоятельной деятельности по интересам, где ребенок занимает активную позицию субъекта, проявляя творческие способности.
Общение взрослых и детей в группах по интересам не должно замыкаться в рамках трудовой деятельности, поэтому педагог тактично побуждает детей к активному обсуждению разнообразных проблем связанных с эмоциональным, нравственным миром, детскими проблемами и переживаниями, планами, мыслями.
Воспитатели групп являются координаторами творческой досуговой деятельности по интересам и создают образовательные и проблемные ситуации, объединяющие всех детей в реализацию единого замысла. Особая творческая атмосфера возникает тогда, когда педагоги организовывают «необычные дни». Это может быть день презентации детских поделок родителям, «Поздравляем наших бабушек и мам», конкурс новогодних поздравлений и т. д. В такие дни все виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным замыслом и принятыми ролями. Охотно откликаются старшие дошкольники на предложения подготовить подарки и сюрпризы к праздникам, помочь в оформлении группы и зала, участвовать в выставках, конкурсах. В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, творческая инициатива, складываются гуманистические отношения. Для вхождения дошкольников в реальные трудовые связи особенно важно, чтобы все, что делают дети своими руками, было полезно и красиво.
Труд детей должен давать выход художественным чувствам и способностям, а так же детскому стремлению быть полезным другим людям. Как справедливо заметил немецкий философ и педагог Рудольф Штайнер, соединение результатов детского труда пользы и красоты доставляет ребенку двойную радость.