Комарова Оксана
Роль классного руководителя в профориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная ориентация – это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Публикация «Роль классного руководителя в профориентации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Выбор профессии для современного ученика несколько отличается от выбора профессии 10 – 15 лет назад. Сейчас на вопрос «Кем быть?» практически невозможно ответить один раз. К нему нужно возвращаться в течение всей жизни. Ситуация вокруг нас стремительно меняется, и, чтобы не отстать или не остановиться на месте, нужно постоянно оглядываться, переосмысливать свою деятельность, свое место в происходящем вокруг, т. е. нужно идти в ногу со временем.
За ответом на вопрос «Кем быть?» стоит множество других важных жизненных выборов. Все мы знаем, что зачастую профессия выбирается не только (и не столько) как род занятий, но и как определенный образ, стиль жизни, возможность получить определенный статус в обществе. Престижность тех или иных профессий меняется с течением времени вместе с изменением общественного сознания. Так, пару десятилетий назад большим уважением пользовались специалисты интеллектуального труда или «люди науки», – инженеры – проектировщики, научные сотрудники и т. д. Важно отметить, что престижность профессии не обязательно совпадает с ее востребованностью на рынке труда. Так, профессии, которые уже много лет и до сегодняшнего дня считаются «элитными», – юрист, экономист и др. – далеко не самые востребованные. А специальности, которые на самом деле нужны обществу – рабочие, строители, младший медицинский персонал – успехом у современной молодежи не пользуются.
Дальнейшая судьба выпускников специальных (коррекционных) классов проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления у умственно отсталых учащихся ведут к затруднениям при формировании технико-технологических знаний, что в свою очередь влияет на осознанность и мобильность навыков и умений. Перед педагогами стоит задача выпустить этих детей в большую жизнь. Часто при выполнении заданий вне учебного характера ученики обнаруживают отсутствие готовности к интеллектуальному усилию, необходимому для успешного решения поставленной перед ними задачи, испытав малейшую трудность, отказываются от выполнения поставленной задачи. Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.
При изучении уровня развития детей, были выявлены следующие проблемы: отсутствие мотивации к учебной деятельности, малый запас знаний и сведений об окружающем мире и потребностях профессионального рынка труда.
Профессиональное самоопределение – это определение собственного будущего в широком смысле этого слова. Сделать такой выбор самостоятельно ученикам 7-9 классов достаточно сложно. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки учащихся к полноценной самостоятельной жизни. Необходимо, чтобы находящиеся рядом с детьми взрослые – учителя, педагоги - психологи – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии.
Необходимо разбираться в современном рынке труда, содействовать ребятам в планировании собственной карьеры, собственного будущего. Формирование положительной мотивации воспитания решает задачу осуществления активной помощи детям с трудностями в выборе профессии. Формула «подготовка к жизни» и заключается в том, чтобы ученикам дать как можно больше знаний об окружающем мире и реальной действительности: об экономике, о политическом и государственном устройстве общества, о семье и воспитании, и, наконец, о себе самом и собственном призвании.
На внеклассных мероприятиях необходимо выявлять задатки, склонности и способности ребят. С этой целью в содержание каждого мероприятия включаются информационные блоки, вопросы или проблемы для обсуждения с детьми, практические упражнения, которые делают занятия более интересными и динамичными. Эти занятия углубляют и расширяют знания воспитанников, повышают их интерес к профессиям. Профессиональные тематические мастер-классы и конкурсы приучают детей к самостоятельной творческой работе, развивают их инициативу, содействуют выбору будущей профессии. Кроме того, такие мероприятия имеют большое воспитательное значение, способствуя развитию личности учащегося как члена коллектива, воспитывают чувства ответственности за порученное дело, готовят их к трудовой деятельности.
В процессе профориентационной работы важно обеспечить себе союзников в лице родителей или лиц, их заменяющих. Социологические исследования показывают, что роль родителей в профессиональном самоопределении учащихся заметно возросла. Поэтому во время встреч с родителями, на родительских собраниях мы обязательно знакомим с выставкой работ учащихся, презентациями результатов проведенных экскурсий. Особенно помогают при выборе профессии встречи с представителями учебных заведений.
Основной проблемой профориентации умственно отсталых детей является разрыв между представлениями о жизни и существующей реальностью. Это затрудняет усвоение ими принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Для умственно отсталого ребенка характерна завышенная самооценка, не всегда соответствующая уровню его возможностей. Профессиональное самоопределение наших детей затруднено не только из-за бедности их жизненного опыта, незрелости интересов и неадекватности самооценки, но и в связи с ограниченностью их знаний о профессиях, о тех отраслях народного хозяйства, в которых они могли бы трудиться, о собственной профессиональной пригодности к определенному виду труда.
Выводы: профориентационная работа в коррекционной школе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) главным образом должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширению границ самопознания. В исследованиях многих педагогов изучалась задача взаимодействия семьи и школы на этапе профессиональной интеграции умственно отсталого ребёнка. По результатам исследования было очевидно, что задача подготовки умственно отсталых детей к жизни может решаться успешно только в том случае, если этим делом целенаправленно и сообща будут заниматься ведущие воспитательные сообщества – семья и школа, при чём активным координатором должна выступить школа. Рекомендации: Большая часть выпускников специальных (коррекционных) школ относительно хорошо подготовлена к жизни в обществе (трудоустройство, обучение). Вместе с тем, часто выпускники специальных школ испытывают значительные затруднения в решении сложных проблем самостоятельной жизни: отсутствие профессионального учреждения по месту проживания, малообеспеченность и социальное неблагополучие семей не позволяют обучать детей за пределами города.
Цель моей профессионально-ориентационной работы не определить, кем быть обучающимся в дальнейшем, а привить любовь к труду. В своей работе стараюсь учитывать индивидуальные особенности и способности обучающихся, а также передаю им необходимые для данной профессии знания и умения.
В процессе обучения также необходимо сформировать у обучающихся психологическую готовность к профессиональному самоопределению и к концу обучения в школе подготовить ребят к взвешенному самостоятельному выбору будущей профессиональной деятельности. Обучение в специальной школе является первым этапом трудовой подготовки детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии. Как учитель, стремлюсь заложить у своих воспитанников основу профессиональных возможностей, что в дальнейшем должно помочь им в определении направления их трудового пути. Ввиду того, что труд выступает в качестве одного из основных факторов, которые способствуют развитию обучающихся, деятельность учителя трудового обучения в специальной школе должна быть нацелена не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на подготовку их к самостоятельности в естественном социальном окружении.
Подводя итог всему вышеизложенному, хочу добавить то, что хоть и не все мои ученики выбирают профессию штукатура – маляра, однако от моей работы зависит, каким будет интерес к предмету трудовой деятельности, а затем и к профессии. На своих уроках я учу ребят выдерживать нагрузки, неотделимые от любого трудового процесса, учу планировать свою работу, доводить начатое дело до конца, находить и анализировать свои ошибки, уважать человека рабочей профессии и всё им созданное. Практика показывает, что эти качества необходимы каждому выпускнику, независимо от выбранной им профессии.