Татьяна Гусева
Роль карманных денег в экономической социализации подростков
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время все чаще специалисты различных областей фиксируют неготовность подрастающего поколения жить в стремительно меняющейся социально-экономической ситуации.
Одни склоняются к традиционной культуре, обуславливающей развитие экономического инфантилизма у подрастающего поколения, другие неверно оценивают свободу рыночных отношений, повышенную реальность проявления индивидуализма. Возможны девиации поведения, такие как криминал, уход от действительности и т. д.
Публикация «Роль карманных денег в экономической социализации подростков» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Важность изучения экономической социализации в детстве можно подкрепить словами английского психолога А. Фёнэма, писавшего, что «изучение понимания детьми экономических понятий и законов могло бы дать более реалистическую информацию о процессах их мышления, чем исследование понимания ими физических законов, которые имеют весьма отдаленное отношение к большинству детей».
Исследования в области экономической социализации детей -достаточно новое направление как в зарубежной практической психологии, так и в отечественной.
Анализ зарубежных концепций социализации в детстве позволяет выделить две области исследований с целью оценки перспектив их использования в качественно отличной социальной реальности.
Первая область объединяет работы посвященные проблемам социализации и роли социальных институтов в развитии личности. Здесь можно выделить работы Э. Дюркгейма, У. Бронфенбреннера, Дж. К. Коулмена, Т. Парсонса и др.
Вторая позволяет определить авторов, занимающихся разработкой различных сторон экономической социализации в детстве. Прежде всего, следует назвать ученых, исследовавших стадии данного процесса: А. Страусе, К. Данзигер, Р. Саттон, В. Баррис и др. ; изучавших когнитивную структуру отдельных экономических понятий : Д. Яхода, А. Страусе, Т. Тышка и др. ; обобщивших и систематизировавших отдельные направления в данной области: Б. Стейси, К. Роллан-Леви, МакНил, А. Фёнем и др. Работы, выполненные в данном направлении, представляют собой результаты первых исследований возрастной экономической психологии.
Наибольший интерес современных отечественных ученых-исследователей сконцентрирован на изучении отношения детей различных возрастов к деньгам (Салихова Л. Б., Фенько А. Б., Бабицкая Т. В., исследовании семейного экономического воспитания как фактора экономической социализации (Дробышева Т. В., формировании экономического мышления школьников (Галкина Л. Н.) и влияния экономического образования на ценностные ориентации личности младшего школьника (Журавлев А. Л., Дробышева Т. В.)
Исследователи экономической социализации фокусируют свой интерес на изучении влияния образовательного статуса родителей, социально-экономического положения семьи, региона проживания, пола ребенка, уровня его интеллектуального развития на сформированность экономических представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста (Козлова Е. В., изучают содержание потребительских представлений в детстве (Стельмашук М. Н.).
Изучение проблем социализации подростков, в частности её экономической составляющей, является одним из направлений психологии молодёжи, которая в настоящее время становится значимой для общества. Современное общество требует новых подходов к изучению проблем молодёжи, новых путей их разрешения.
То, как подросток социализируется в обществе в свои 13-17 лет, непременно отразится на его будущем социальном положении, на ситуации общества в целом. Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, которая включает в себя экономическую социализацию, как процесс постепенного усвоения им экономических требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношения с обществом. Экономическая социализация осуществляется в семье, школе, на работе; в этот процесс включается передача экономического опыта человека; наконец, экономическая социализация личности связана с трудовой и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Более того, в настоящее время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением социально-экономической ситуации в стране. По многим показателям исследования свидетельствуют о довольно противоречивом влиянии на подростков современной экономической среды.
В отечественной литературе комплексные исследования социализации молодежи проводились на базе концепции жизненного пути личности (Весна Е. Б., Иконникова С. И., Кон И. С. Лисовский В. Г., Фельдштейн Д. И., Эльконин Д. Б. и др.). В области экономической социализации подобные вопросы не рассматривались, за исключением работ Полякова В. А., Сасовой И. А., Стельмашук М. Н. В нашей стране большей частью исследования экономической социализации молодежи проводились в области трудового образования и воспитания (Белоус А. Н., Васильев Ю. К., Фарапонова Э. А. и др.). Правда, в последние 8лет проблемой изучения экономической социализации подростков занимаются А. В. Бояринцева и Г. В. Семья.
Повышение степени экономической грамотности и воспитанности молодого поколения помогает каждому из учащихся не только скорее и лучше познать особенности нашего времени и суть требований, предъявляемых к каждому на пороге самостоятельной жизни, но и с меньшими для себя и общества потерями, а иногда и глубокими потрясениями определить наиболее соответствующее его желаниям и возможностям место в этом обществе.
Любопытно, что исследования в области экономического поведения и детей, и взрослых практически не интересуют экономистов (об этом свидетельствует отсутствие подобных работ, которые бы провели экономисты, хотя, как показали специальные подсчеты, даже подростки обладают огромной покупательной силой; например, в Америке они тратят на покупки ежегодно в среднем 40 млрд. долларов (данные 1980 г.). Все эти исследования проводят главным образом социальные психологи.
Одно из наиболее известных исследований было проведено В. Баррисом, который специально подобрал для участия в своем исследовании детей таких возрастов, которые соответствуют разным стадиям развития, по Пиаже. Детям 4—5, 7—8 и 10—12 лет задавались вопросы, касающиеся шести основных экономических представлений (товар, цена, товарный обмен, частная собственность, работа и доход). Были выявлены существенные отличия между обследованными группами детей, а также значимые связи между ответами детей и их возрастом. Так, например, на вопрос о том, почему одни люди получают за свою работу больше денег, чем другие, самая младшая группа детей ответила: это оттого, что они больше (тяжелее и длительнее) работают, следующая группа — что это зависит от качества работы (ее важности, полезности для общества и т. д., а старшая группа считала, что платят больше за ту работу, которая требует большей сноровки, профессионализма или образования. В применении к теории когнитивного развития Пиаже результаты данного исследования интерпретируются так: младшие дети представляют явления социального порядка в терминах физических категорий (например, доход отождествляется с физическим количеством труда).
В ряде работ изучалось влияние сразу нескольких переменных на уровень экономических представлений ребенка. В ходе эксперимента выявилось, что наиболее существенные различия в уровне сформированности этих представлений обусловлены возрастом ребенка. Основные возрастные различия заключаются прежде всего в количестве денег, которое родители выделяют ребенку на карманные расходы. Априори, что чем старше ребенок, тем больше денег он получает. В Англии, например, карманные деньги выдаются детям, начиная с 5—7 лет. При этом выделяемая сумма существенно зависит от возраста ребенка. К примеру, дети 11—12 лет получают в среднем в два раза больше денег, чем дети 7—8 лет. Принято также дарить деньги детям на дни рождения и рождество.
Существенные возрастные различия касаются также мотивов и способов накопления детьми своих карманных денег : чем старше ребенок, тем больше он озабочен тем, чтобы скопить — и для осуществления целевых трат в будущем, и для получения процента по вкладу.
Возрастные различия проявляются также в том, что младшим детям безразлично, на чьи средства приобретена вожделенная вещь, а вот, начиная с 12—13 лет дети отдают явное предпочтение тем вещам, которые являются только их личной собственностью и были куплены на их собственные деньги.
Еще одна переменная, влияющая на формирование экономических представлений у ребенка,— его пол. Любопытно, что самое главное половое различие, проявляющее себя применительно к сфере экономики, касается не столько детей, сколько их родителей, а именно: дочерям любого возраста они выдают на карманные расходы денег меньше, чем сыновьям. Более того, если мальчик слишком быстро потратит свои деньги, то ему родители скорее возместят эту сумму, чем девочке.
В нашей стране отношение многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам ребенка до сих пор остается двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги «испортят» ребенка. Это является отголоском довольно распространенного мифа о том, что деньги есть нечто грязное и недостойное, с чем ребенку не следует иметь дела. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки — это самый простой и удобный способ «отделаться» от ребенка, в прямом смысле откупиться от своих воспитательных обязанностей. Поэтому многие, уступая настойчивым просьбам ребенка дать деньги «на мороженое», испытывают смутное чувство вины.
Следствием той же двойственности является и нерегулярность получения ребенком карманных денег, отсутствие четко оговоренной суммы, на которую ребенок может рассчитывать. Все это делает практику карманных денег совершенно бесполезной для экономического воспитания ребенка. Более того, выклянчивая у матери или отца различные суммы в зависимости от их настроения, самочувствия или текущей финансовой ситуации, ребенок приучается отнюдь не к рыночным добродетелям соблюдения контракта и планирования собственных расходов, а усваивает психологию просителя, полностью зависимого от настроения своего родителя.
Исследование, проведенное Арефьевой Т. А. [1;23] уточняло картину влияния денег на разные стороны жизни подростков. Оно выявило особую роль карманных денег, количество которых в решающей мере зависит, не от возраста подростков, а от уровня доходов семьи, и которые выступают как фактор расслоения подростков на группы более и менее обеспеченных, как средство, активно вторгающееся в их отношения, как условие дестабилизации этих отношений, о чем говорят сами респонденты. Подростки подчеркивают, что деньги являются условием совместного времяпрепровождения и осуществления совместной деятельности, личность сверстника оценивается в ряде случаев с точки зрения наличия или отсутствия у нее денег.
Анализируя перечень предпочитаемых трат, автор обращает особое внимание на тот факт, что каждый пятый подросток, получающий деньги на себя, вновь возвращает их в семью, тратит их на братьев и сестер, родителей. Требует взвешенной оценки наличие значительного числа ответов, связанных с “экономическими планами”. Небезынтересным выступил и тот факт, что среди подростков есть такие, которые предпочитают не тратить, а копить деньги, осуществлять денежные сделки, переводить рубли в валюту и т. д. Здесь улавливается тенденция осмысления денег как самоценности. Bторое направление исследования было обращено к анализу зависимостей, которые существуют между ценностными ориентациями подростков, другую деятельность — удовлетворение потребностей. Она сама может выступать как самоценность. Подросток может быть вполне удовлетворен содержанием, процессом, результатом оплачиваемой деятельности. Наличие же зарплаты усиливает эту удовлетворенность, делает деятельность еще более эмоционально привлекательной. Оплачиваемая деятельность выступает как особый регулятор отношений подростка с родителями и сверстниками, может усиливать, ослаблять и разрывать отношения, формируя при этом сложный комплекс эмоциональных состояний.
Список литературы:
1. Арефьева Т. А. Дети и деньги. - СПб., 2006. – 246с.
2. Лунт П. Психологические подходы к потреблению: вчера, сегодня, завтра. //Иностранная литература. – 1997. - №9. – С. 8-16.
3. Фернам А., Аргайл М. Деньги. Психология денег и финансового поведения /Под общей ред. А. Алексеева. – СПб., 2005. – 352 с.
4. Щедрина Е. В. Исследования экономических представлений у детей //Вопросы психологии. – 1991. - №2. – С. 157-164.