Юлия Гарина (Орлова)
Тема: «Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности».
▼ Скачать + Заказать документы
Социо - игровая технология как стиль работы с детьми
по формированию личности и развития коммуникативных способностей.
«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам
хочется доверять друг другу и своему собственному опыту,
в результате чего происходит эффект добровольного
обучения, тренировки и научения»
В. М. Букатов.
Публикация «Тема: „Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности“,» размещена в разделах
Мы – педагоги дошкольники, очень счастливые люди, а знаете почему? Потому что став взрослыми, мы продолжаем жить в мире детства, в мире фантазии, воображения и новых открытий, искренности и добра, и конечно же, игры. Я считаю, что первым институтам социализации для дошкольников является детский сад – который возлагает на себя особую ответственность по воспитанию личностных качеств подрастающего поколения. Здесь ребенок получает первый опыт общения со взрослыми и детьми, с чужими взрослыми, так же учатся взаимодействовать с группой сверстников. Воспитание и обучение ребенка в дошкольном возрасте выступает новым шагом вхождения в окружающий мир. Важная роль в оптимизации процессов социальной адаптации детей принадлежит дошкольным учебным заведениям в том, что именно там происходит активное формирование личности, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Поэтому, для меня в воспитании детей как личности как никогда актуально: «лучшее правило политики – не слишком управлять….» - т. е чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни, это позволяет каждому ребенку сравнить себя с другими, утвердиться в своих возможностях и способностях.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию образовательных программ ДОУ в деятельности специфической для детей дошкольного возраста и прежде всего в игре. Ориентируясь на современные требования в системе образования, в педагогической практике стало актуально использовать социо - игровой технологии, основателями которой являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов. Систематическое использование социо-игровых приемов, упражнений, как и на непрерывной образовательной деятельности, так и при организации совместной деятельности детей дает возможность: сделать образовательный процесс более увлекательным, поддерживать интерес, доброжелательные отношения детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности дошкольников, совершенствует умения эффективно общаться, воспитывает в дошкольнике желание узнавать что то новое, его творческих способностей, осуществляется личностно-ориентированный подход к воспитанникам, развивает в ребенке личность, умеющей активно действовать, нестандартно мыслить, осознавать. Изучая методическую литературу по данному вопросу, я поняла, что в педагогической деятельности для меня важна реализация идеи главного принципа шулешкинской педагогики: самое первое и самое главное – это не обучение и даже не развитие, а столь внедидактическая вещь как дружба, её зарождение и освоение этих отношений. Дружба - не в поверхностном, приятельском, а в самом глубинном значении этого слова. В таком как отзывчивость, уступчивость, откровенность, справедливость, искренность, скромность, заботливость, вежливость и уважительность. И если это будет заложено, то и обучение будет успешным, и ребенок поверит в свои возможности, и получит все нужные социальные навыки.
Именно с детства нужно формировать и развивать социальные качества и потребности ребенка: интерес к занятиям, разнообразные виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с интересами других, дорожить ими – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольников. Именно через игровую деятельность у детей формируются познавательная деятельность, дает возможность многократного раскрытие личности, способностей, сплачивает детей. Игровая деятельность способствует усвоению норм и правил взаимопомощи, сдержанности, развитие интеллектуальных, духовных, нравственных, трудовых, эстетических качеств. Игра способствует тому, что дети учатся уступать друг другу, учатся видеть сверстника, переносят имеющиеся знания в практическую деятельности. Ведь именно здесь дети могут обыграть все жизненные ситуации, которые возникают в реальной жизни. Игровая деятельность происходит освоения детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и готовности к совместной деятельности со сверстниками. При всех созданных условиях дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, полученное ребенком в семье. Я считаю, что широкое использование игровых методик, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и людьми позволяют ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является непременным условием разностороннего развития личности. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта. В заключение хотелось бы отметить, что использование социо – игровой технологии, позволяет сделать образовательный процесс для ребенка более увлекательным и интересным. Объединение детей на общее дело способствует эффективному взаимодействию друг с другом, в результате которого происходит развитие детской активности, творчества и самостоятельности, потому что
дети слушают, делают, говорят!