Шевченко Олеся
Роль изобразительной деятельности в воспитании у дошкольников интереса к труду взрослых
▼ Скачать + Заказать документы
Старший дошкольный возраст- это период, когда возникают благоприятные условия для формирования интереса к различным по своему характеру профессиям взрослых, положительного отношения к людям труда, появляется определённый объём знаний и представлений о явлениях общественной жизни, формируются изобразительные навыки и умения, которые позволяют передавать своё отношение к изображаемым предметам и явлениям.
Публикация «Роль изобразительной деятельности в воспитании у дошкольников интереса к труду взрослых» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Н. К. Крупская указывала на то, что потребность дошкольника познать окружающее сопровождается стремлением отразить полученные впечатления в разнообразной деятельности, в том числе и в изобразительной.
Обогащение содержания детского изобразительного творчества возможно при условии разработки занятий по рисованию, аппликации, направленных на уточнение знаний, представлений детей о труде взрослых и отражение полученных впечатлений в разных видах изобразительной деятельности. Эти занятия должны быть построены на основе учета следующих условий: взаимосвязи изобразительной деятельности с другими видами воспитательно- образовательной работы в детском саду; наличие интереса, эмоционального отношения к отражению явлений общественной жизни; соответствия знаний, представлений детей о труде взрослых, изобразительных и технических навыков и умений задачам изображения.
Воспитание у детей интереса к труду взрослых средствами изобразительной деятельности во многом зависит от чёткого планирования не только занятий по рисованию, аппликации, но и других видов детской деятельности. В плане должны быть указаны как конечные цели воспитания, так и конкретные основные мероприятия, обеспечивающие их осуществление. При составлении плана по изобразительной деятельности, отражающей труд взрослых, не следует ставить задачи. Превышающие возможности детей. Каждое последующее занятие должно стать продолжением предыдущего и основываться на достигнутых результатах.
Использование рисования, аппликации как средства воспитания устойчивого положительного отношения к труду взрослых недостаточно только при наличии общих представлений, сформированных посредством ознакомления с окружающим. Правильность передачи формы предметов, интересное композиционное решение, красивое цветовое сочетание зависят прежде всего от точности, последовательности, полноты восприятия окружающих предметов и явлений и возникших на их основе представлений.
Работа на занятиях по изобразительной деятельности и вне их должна строится так, как чтобы у детей сложилась определённая система доступных им знаний и важности, социальной значимости коллективного характера труда людей различных профессий, чтобы они поняли зависимость результатов труда взрослых от характера используемой техники.
Для того чтобы обогатить знания детей о труде взрослых, расширить и углубить содержание и тематику детского творчества, необходимо проводить экскурсии, наблюдения, читать художественную литературу, рассматривать произведения изобразительного искусства.
Занятия с детьми должны проводиться через небольшой промежуток времени (2-3 дня, сразу после определённой подготовительной работы. Очень важно предлагать создавать изображения в различные периоды формирований знаний. Представлений о профессиях. При организации работы необходимо руководствоваться тем, что творческая деятельность проходит успешно лишь в условиях эмоциональной приподнятости.
На первых занятиях решаются задачи обучения изображению предметов, имеющих непосредственное отношение к труду, например врачей, работников полиции, нахождение сходства и отличия между ними: дома на нашей улице, машины на стройке, атрибуты регулировщика и т. д.
Дальнейшее формирование изобразительных и технических навыков осуществляется на занятиях сюжетно- тематического характера, с привлечением литературных произведений, например: «Сквозь буран», «Обвал», «Дядя Стёпа- милиционер» и др.
Следующим этапом должно быть развитие у детей самостоятельности, умения отразить задуманное на занятиях тематического характера и по собственному замыслу, например: «Мой город», «Моя улица», «Всегда на посту», «Все работы хороши, выбирай на вкус».
Проводимый в конце занятий анализ детских работ должен учитывать следующие моменты: как передано сходство с изображаемыми предметами, как показаны действия взрослых в процессе труда, какие использованы выразительные средства для передачи отношения к изображаемому, какие есть недостатки в работе и как их устранить. Такой качественный анализ способствует совершенствованию содержания детских работ, нахождению сходства с изображаемыми предметами и явлениями окружающей действительности, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах, интереса кт руду взрослых, закреплению полученных знаний и представлений, развитию творчества.
Работа по ознакомлению детей с трудом взрослых и последующего отражения полученных представлений в изобразительной деятельности позволяет добиться более широкого воспитательного результата. Всё это важно в нравственно- эстетическом воспитании ребёнка и подготовке его к школе.