Юлия Шишлова
Мир книжных иллюстраций в жизни детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
«Мир книжных иллюстраций в жизни детей дошкольного возраста»
1. Роль книжной иллюстрации в жизни детей.
Книга - одно из первых произведений искусства, с которым ребенок знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.
Слайд 2.
Иллюстрация помогает :
- глубже и лучше воспринимать текст,
- быстрее запоминать содержание,
- дает знания об окружающем мире.
Публикация «Мир книжных иллюстраций в жизни детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Роль книги в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги.
Слайд 3.
Велика роль книжной иллюстрации и в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, понимания литературного текста. Поскольку художник-иллюстратор в детской книге выступает как творец и соавтор писателя, он не просто отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает трактовку, зрительную интерпретацию, свое понимание событий и образов.
Слайд 4.
Целая плеяда художников посвятила свой талант искусству детской книги. Все мы с детства помним Сутеева и его "Кто сказал мяу?", "Айболита", "Мешок яблок", "Елку", "Крошку енота" и другие книги;
Слайд 5.
Владимира Конашевича и его изумительные иллюстрации к "Тараканищу", "Чудо-дереву" Корнея Чуковского, "Вот какой рассеянный" С. Маршака и другим произведениям. Всегда вызовут и добрую улыбку и радостный смех детей иллюстрации В. Конашевича к сказкам К. Чуковского;
Слайд 6.
не оставят равнодушными яркие иллюстрации Ю. Васнецова к народным сказкам;
Слайд 7.
заставят ребенка задуматься проникновенные зарисовки Е. Чарушина;
Слайд 8.
рисунки В. Горяева содействуют восприятию стихов А. Барто;
Слайд 9.
Ф. Лемкуль, иллюстрировавший произведения С. Михалкова, помогает детям уточнить их словесные образы.
Слайд 10.
Например, в рисунках А. Ф. Пахомова нет украшений, и ему не свойственных сказочность и декоративность. Жизнь детей — вот главная тема его творчества.
Герои его иллюстраций изображены очень естественно. Они добры и просты. Дети сочувствуют им и незаметно проникаются убеждением, что помогать друг другу в чем-либо — хорошее и важное дело. Мастерство художника делает рисунки выразительными, интересными, находящими отклик в душе ребенка.
К примеру, при рассматривании иллюстрации в книге «Что такое хорошо и что такое плохо?» наблюдается живая реакция детей. Хорошие поступки героев вызывают у них чувство радости. В противоположном случае, когда детям не нравятся действия героев, на лицах их можно отметить тень грусти, разочарования.
Слайд 11.
Познакомившись с работами художника Ю. А. Васнецова, мы убеждаемся в его изобретательности: как много создано иллюстраций, и среди них нет ни одного повтора. Много персонажей нарисовал художник, но все они разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде.
В иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Александрович нарисовал в хороводе девятнадцать мышат, и все они в разной одежде: у девочек-мышек яркие юбочки, украшенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные рубашечки с пуговками.
2. Возрастные особенности восприятия книжной иллюстрации
Слайд 12.
При рассматривании книжной иллюстрации учитываются малейшие возрастные изменения психологии развивающегося ребенка, его способности восприятия. Более того, для каждого года жизни ребенка психологи, педагоги, социологи, издатели разрабатывают свой тип книжки-картинки.
Слайд 13.
Для самых маленьких это в основном бесхитростные, безыскусные (иногда даже слишком) серии об их самых первых шагах на земле.
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении.
Знакомя детей с творчеством художников – иллюстраторов, педагоги стремятся показать им, что хотя птицы и животные похожи на игрушки, но вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы близки и понятны дошкольникам потому, что художник нашел такую форму их передачи, которая соответствует особенностям детского восприятия. С творчеством этих больших мастеров дети знакомятся во всех возрастных группах детского сада.
Слайд 14.
Рассматривая иллюстрации с младшими дошкольниками, мы наблюдаем, как радостно, с улыбкой они воспринимают петушка и лучистое солнышко. Но как быстро меняется у ребят настроение, когда они видят козу с козлятами и прячущегося за деревом волка! Переживают дети и за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотят ей помочь. Всматриваясь в иллюстрацию, дети находили новые интересные подробности.
Слайд 15.
Во второй младшей группе знакомят детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и музыкальных. Например, рассказывая детям сказку Л. Н. Толстого «Три медведя», показывают иллюстрации Ю. А. Васнецова к ней. Рассматривая иллюстрации к «Трем медведям», дети сами подмечают: «Это медвежья семья: мама, папа и сыночек».
Слайд 16.
«В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуются более сложные предметные и сюжетные иллюстрации. Одни из них даются только для рассматривания, другие — для рассматривания и последующего рассказывания дети знакомятся с художественными произведениями («Мяч» С. Маршака, «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. Маяковского, иллюстрируемыми этим мастером. Беседы усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали.
Слайд 17.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по иллюстрации особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Она может рассматриваться по частям. Вначале — главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Нужно стремиться к тому, чтобы рассматривание картин способствовало развитию эстетических чувств. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать с детьми эпитеты, сравнения.
Слайд 18.
«В подготовительной к школе группе дети продолжают знакомство с творчеством А. Ф. Пахомова через иллюстрации к рассказам Л. Н. Толстого «Шли по лесу», «Вышла мышка погулять», А. Н. Толстого «Желтухин», к главам из книги «Детство Никиты». Манера письма художника уже была знакома детям, поэтому при рассматривании рисунков они безошибочно могут называть автора. Дети уже могут охарактеризовать его рисунки, сопоставить их с работами других художников.
Слайд 19.
Принципы системы, которую художники создали для детской книжки-картинки :
- жесткий отбор немногих выразительных деталей изображения,
- броскость цветных, плотно уложенных прямо на белую страницу силуэтов,
- живая ритмическая связь стиха и рисунка,
- единый четкий ритм, проходящий через все развороты.
Художники добиваются активного осознанного восприятия графики зрителем любого возраста. Они хотят, чтобы ребенок мог войти в работу художника, то есть понял бы, что было костяком рисунка и как шла его стройка. А для всего этого, художник должен уметь переживать свое собственное детство.
Таким образом, книжная иллюстрация оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражающуюся, прежде всего, в стремлении к красоте во всех ее проявлениях, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.