Надежда Звонарева
Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений в детском саду
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
Для дошкольников книжка без иллюстраций просто невозможна. Их способ восприятия мира, а значит, способ восприятия книги требуют следующего:
- предметная и психологическая выразительность;
- познавательность;
Темочки:
- подробность и содержательность
- эмоциональность;
- декоративность воплощения цвета;
- реалистичность;
- фантазийность, сказочность;
- ясность, понятность.
Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение) :
- объяснение с помощью наглядных примеров;
- изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.);
- область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.
Иллюстрации - это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй.
В ряду известных иллюстраторов есть те, которых по праву можно назвать классиками жанра книжной иллюстрации, именно с их творчеством необходимо знакомить детей. Содружество писателя и художника - очень полезный вид творчества. К. Чуковский и В. Конашевич, В. Лебедев и С. Маршак, В. Бианки и Е. Чарушин – с такими сочетаниями имен в процессе создания книги также необходимо знакомить детей.
Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Основная задача чтения дошкольникам состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает взрослому полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя. Важно, чтобы иллюстрация следовала за текстом, иначе яркая картинка может увлечь детей, и они просто не услышат слов, не заинтересуются прочитанным.
Художественная иллюстрация - важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения.
С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.
Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик, ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.
Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства.
Проанализируем методику ознакомления детей с иллюстрацией.
Младший возраст. Задача взрослого – вызвать интерес к книге, к содержащимся в ней рисункам, желание их рассматривать, эмоционально откликаться на них, обращать внимание на некоторые средства выразительности: форму, цвет, позу. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании иллюстраций с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование – «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят иллюстрации молча. Для детей данного возраста очень важно узнавать в рисунке знакомые предметы. Поэтому слово воспитателя направляется на то, чтобы помочь ребенку уловить сходство со знакомыми предметами, называть их, определять отличительные признаки (цвет, величину, форму).
Средний возраст. Задача воспитателя – обращать внимание на средства выразительности в иллюстрациях, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему, отражает характер героя. Особое внимание уделяется цвету, так как цвет - не только украшение книги, но и средство передачи настроения героев, их состояния, передачи суточных и сезонных изменений в природе. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Старший возраст. Задачи работы в данной возрастной группе – обращать внимание на жанровый характер иллюстрации (сказочное или реалистическое, героическое или сатирическое, на пространственные свойства; показать роль и выразительность точки, линии, штриха, контура, пятна; обращать внимание на индивидуальную манеру изображения того или иного художника, особенности их почерка. С детьми старшего возраста возможно сравнительное рассматривание иллюстраций к одному и тому же произведению, выполненных разными художниками или разными полиграфическими способами (черно-белые, цветные, а также сравнение изображаемых предметов (по форме, цвету, композиции и т. д., поскольку оно ведет к пониманию ребенком средств выразительности языка графики, способствует выявлению своеобразия приемов того или иного иллюстратора.
Таким образом, книга – это особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают ребёнку воспринять книгу как многоплановое произведение искусства.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Педагогика, 1998.
2. Арановская Д. М. Зависимость понимания ребенком сказки от ее композиции. – Харьков: Факт, 1999.
3. Гиневская Т. О. Значение композиции в восприятии детьми рисунка-иллюстрации. – Спб. : 2002. – 157 с
4. Репина Т. А. Роль иллюстрации в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М. : Педагогика, 1999.
5. Хоменко К. Е. Понимание художественного образа детьми младшего возраста. – М. : Прогресс, 2001.