Вероника Захаренкова
Консультация для воспитателей «Роль книжной иллюстрации в воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей : «Роль книжной иллюстрации в воспитании детей».
Цель: формировать у воспитателей основные представления о важности книжной иллюстрации в воспитании ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Роль книжной иллюстрации в воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Иллюстрация — рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй.
Мы не можем представить детскую книгу без иллюстраций. Значение картинки в ней не меньше, чем значимость текста. Для ребенка каждая новая книга с ее красочными иллюстрациями, радость, переживание, новое впечатление - более значимо, чем впечатление, которое ребенок получает от прочитаного текста. Особенности восприятия и понимания картин детьми рассматриваются в работах С. Л. Рубинштейна, Е. А. Флериной, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной. В исследованиях отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым. Е. А. Флерина считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности (дети реагируют на содержание и изображение – цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции :
• тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;
• желание видеть на картинке все существенные признаки предмета (неузнавание ракурсных построений и неудовлетворенность ими детей три – шесть лет);
• затруднение при восприятии светотеневого рисунка;
• затруднение малышей при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;
• положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).
Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширении.
Картинка для малышей должна приближаться, по словам Е. А. Флериной, к упрощенной реальности. Простое чтение для малышей чаше всего не воспринимается детьми в группе. Но если добавить к этому чтению героев сказки, разыграть представление, а потом уже читать восприятия этого текста в разы увеличивается. Если после такого прочтения произведения предложить ребенку ответить на вопросы, касающиеся эпизодов произведения, он сможет легко представить нужный эпизод, возникнет меньше трудностей и ошибок в рассказе. Для ребенка в этом возрасте складывается единство текста и изображения.
Занимаясь с детьми трёх-четырёх лет, уточняет О. И. Соловьева, «важно, прежде всего, привлечь их внимание к иллюстрации. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картины, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя».
При рассматривании картин необходимо учитывать интересы детей, их психологические особенности. Если картинка яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» – яркий петух). Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно. Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картины приближается к разговору воспитателя с детьми.
Для детей в 4-5 лет постепенно формируется способность воспринимать текст без одновременного сопровождения иллюстрацией, ребенку становится легче представить, о чем идет речь, это связано с увеличением его собственного жизненного опыта. И поэтому в этом возрасте можно использовать прием чтения одного и того же текста в разных книжках, сравнивая описание героев у разных авторов. Этот прием можно использовать и к одному произведению, рассматривая иллюстрации разных авторов, дети учатся видеть не только главное, но и детали. Рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов повествований. От уровня содержательности рассматривания картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям. Рассматривание картин, как считает Е. И. Тихеева, преследует тройную цель: упражнение в наблюдении, развитие мышления, воображения, логического суждения и развитие речи ребенка.
Дети старшего дошкольного возраста становятся мечтателями и фантазерами, с интересом слушают чтение книг, даже если нет опоры на иллюстрации. В этом возрасте можно умышленно подобрать материал для чтения без иллюстраций, чтобы в дальнейшем предложить нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям. Также можно подобрать книги с черно белыми иллюстрациями и предложить детям раскрасить героев произведения, попутно беседуя о характере и поступках этого персонажа. Важно также, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к этому герою. Затем предлагается подумать: какие цвета будет использовать ребенок и почему? В этом возрасте ребенок может сам анализировать поступки героев и делать выводы. В детской книге синтез текста и иллюстрации приобретает принципиальное значение, рассматривается как симбиоз, как обязательная взаимосвязь, взаимозависимость.
Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге и чтению
Список используемой литературы:
1. Алуева, М. А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте её интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения / М. А. Алуева // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2010 – № 2 – С. 64-66.
2. Короткова, Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста / Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 8.
3. Тимощук Н. Я., Левшина Н. И. Литературное развитие дошкольников в проектной деятельности//Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 428-429.
4. Рябова Д. Н., Левшина Н. И. Технология заучивания стихотворений с детьми пятого года жизни//Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-3. С. 424-425.
5. Левшина Н. И., Гиззатуллина Р. И. Особенности рассказывания в работе с дошкольниками по речевому развитию// Мир детства и образование сборник материалов VIII очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с приглашением представителей стран СНГ. Магнитогорск, 2014. С. 88-92.