Ольга Саржан
Роль игры в развитии ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в развитии ребёнка
Мы обеспечиваем себе бессмертие, когда играем и творим. В этом смысле детство никогда не умирает. Не зря многие взрослые возвращаются в свои психологические детские глубины, чтобы почерпнуть там творческую энергию. Детям пока не нужно далеко ходить, для них жизнь является бесконечным творчеством.
«Я смотрю на себя, как на ребенка, который, играя на морском берегу, нашел несколько камешков более гладких и раковин более пестрых, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался перед моим взором неисследованным». (Исаак Ньютон)
Публикация «Роль игры в развитии ребёнка» размещена в разделах
Мода на раннее развитие и неправильное понимание этого принципа приводит к тому, что дети (при участии взрослых) утрачивают важнейший период своей жизни — период игры. Он должен быть прожит полноценно, без форсирования, без спешки, без гонки за энциклопедическими знаниями. Психологи рекомендуют не только дошкольникам, но и младшим школьникам как можно больше времени проводить в игре. Потому что игра — мудрейший способ самоисследования.
Резкий переход от детства к «взрослости» подобен прыжку с обрыва. Но ведь можно спокойно спуститься, найти тропинку. Придет время, и ваш ребенок сам отложит свои куклы и машинки в ящик, который отправится в дальний угол. Но что-то любимое все-таки останется навсегда. У большинства взрослых есть эти приветы из далекого прошлого. И рука не поднимается выбросить талисман — старого плюшевого мишку, например. Для нас так важны ностальгические и дорогие моменты жизни.
ЧТО ДАЕТ ДЕТЯМ ИГРА?
Неутомимость! (Это можно использовать в учебной деятельности.)
Любопытство!
Самоисследование внутреннего мира!
Наблюдательность!
Понимание других людей!
Внутреннюю свободу!
Больше игры
«Дети учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными», — писал Михаил Пришвин. Любой «серьезный» момент жизни можно превратить в игру. Игра очаровывает, приковывает внимание. Ведь можно тридцать три раза сказать: «Ну-ка сложи игрушки!» А можно подойти к этому вопросу творчески: «Внимание! Внимание! Граждане пассажиры, наш поезд отправляется на кухню обедать! Соберите ваш багаж! И — по вагонам!»
ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ВЛИЯНИИ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Игра способствует плавному переходу от образного к абстрактному типу мышления.
Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку осознавать и утверждать свое «я», адаптироваться в социальном пространстве. Игра — лучший способ социализации!
Игра развивает мыслительные процессы: память, внимание, творческое мышление, воображение, речь.
Игра делает ребенка исследователем, обостряет его познавательную потребность, создает положительную мотивацию, обеспечивает «зону ближайшего развития».
Игра положительно влияет на общее физическое развитие ребенка.
ВИДЫ ИГР. Психологи отмечают несколько видов детской игры.
Вне игры. Ребенок, говоря словами взрослых, «мается», «не может найти себе применение». Таким детям нужна помощь в организации игрового пространства.
Наблюдение. Ребенку нравится наблюдать за чужой игрой, он может делать замечания, давать подсказки, но сам находится вне прямого взаимодействия.
В одиночестве. Ребенку хорошо одному в игре, он не испытывает потребности контактировать со сверстниками.
Параллельная игра. Ребенку не скучно играть одному, но он не прочь узнать, во что играют другие дети. Ему не мешает «чужая» игра.
Обмен опытом и игрушками. Дети играют в похожие игры, при этом у них не установлены общие правила: каждый волен поступать по-своему. Взаимодействие в игре выражается в каких-то подсказках и обмене игрушками.
Играем вместе. Такой вид игры говорит о социальной адаптации ребенка, его желании и умении подчиняться общим правилам игры. Чем старше становится ребенок, тем больше у него стремления к групповым играм.
ВООБРАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ. Пусть вас не пугает, если ваши сын или дочь во время игры начинают разговаривать с собой. Прислушайтесь — и вы поймете, что это не монолог, а диалог с воображаемыми товарищами по играм. Чаще всего такие беседы случаются у детей, которым не хватает общения со сверстниками. Но бывает и так, что ребенок общителен, у него есть реальные друзья-приятели, а вымышленные герои все-таки наполняют его жизнь. Он способен «оживить» пирата, солдатика, куклу и сделать их не объектом игры, а партнерами, полноправными участниками. Это говорит об одной характерной черте детского мышления — анимизме.