лена криштопа
«Система работы по формирование графических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Её решения меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования.
Необходимо помнить, что в отечественной педагогике и психологии дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности- игровой,к другой ведущей деятельности в младшем школьном возрасте деятельности-учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода.
Публикация «„Система работы по формирование графических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, стремясь к тому, чтобы движения были свободными, уверенными, согласованным. Дошкольники со слабой мускулатурой испытывают затруднения при овладении навыками письма, выполняют задание в медленном напряжённом темпе, напряжёнными пальцами, не в полном объеме.
Вышеперечисленные проблемы, нас к выводу, что особое внимание нужно уделять постепенному развитию графических умений и навыков. Мы поставили перед собой цель для системной работы по развитию графических умений и навыков.
Цель: развивать начальные графические навыки через коррекционно-развивающие упражнения и задания, способствующие подготовки руки к письму.
Задачи:
1. Развивать зрительно-моторную координацию движений и зрительно-пространственные представления..
2. Развивать крупную (кистевую) и мелкую (пальцевую) моторику, право и левостороннюю ориентацию, внимание.
3. Формирование интереса к выполнению графических упражнений и заданий.
Одним из критериев познавательной готовности ребёнка является Развитие графических навыков.
Работа по развитию графических умений и начинается заблаговременно до того, как ребенок пойдет в школу, буквально с младшего дошкольного возраста (раннего).
Слово предоставляется воспитателю младшей группы Криштопа Е. А.
Что же такое графические умения и навыки?
Графические умения – сплав навыков и знаний, которые определяют качество выполнения графической деятельности.
Графические навыки – определенные привычные положения движения пишущей и рисующей руки, позволяющей изображать знаки
Графическими навыками называют некоторые привычные движения рисующей или пишущей руки, изображающей при этом знаки, а также их соединения. Графические навыки относят к сенсорному развитию человека, однако в отличие от иных сенсорных умений, графические связаны непосредственно с учебной деятельностью.
Графические умения в младшем возрасте включают в себя следующую последовательность:
• до 2-х лет ребенок способен удерживать мелок и карандаш, захватив его в кулак;
• в 2–3 года ребенок осваивает захват карандаша пальцами, ладонью сверху. Это позволяет ему начать копировать вертикальные и округлые, а затем и горизонтальные линии;
• к 3–4 годам у ребенка совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволит сформировать правильный захват карандаша, дает возможность копировать простейшие фигуры (крест, круг, молоточек);
Первой ступенью в формировании графических умений и навыков является развитие мелкой моторики, которое проводиться посредствам пальчиковых игр. «Пальчиковые игры» это своеобразные инсценировки действиями пальцев. (потешки, стихи, прибаутки).
Мы с детьми проводим игры со счётными палочками и крупными пуговицами, игры со шнуровками, игры с крупой, бусами, орехами.
Наиболее важным в младшем дошкольном возрасте являются графические умения. Графические упражнения координирует движение руки, зрительного восприятия и внимания.
Овладение детьми этих данных требует многократных постепенно усложняющихся упражнений.
Например: рисуем дождик, травку, шарик воздушный, забор, солнышко с лучами и так далее.
В среднем возрасте упражнения усложняются, добавляются горизонтальные и вертикальные линии, например,«укрась фартук»
Для развития графических умений и навыков мы используем метод рисования на песке
Рисование на песке обостряет сенсорные ощущения, развивает пластику движений рук. Также благодаря рисованию на песке улучшается работа мозга : поскольку при рисовании на песке в работу включаются обе руки одновременно, развивается левое и правое полушария. Одним из важных преимуществ рисования на песке, перед обычным рисованием на бумаге, в том, что не создается так называемого «страха белого листа», ведь если сделаешь что-то не так, как хотел, все можно с лёгкостью исправить, засыпав экран или убрать песок.
Еще важно отметить, что рисование на песке способствует развитию пространственных ориентаций и представлений.
Одним из приемов развития графических умений навыков мы используем упражнения:
«Пальчиковые шаги» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что, в свою очередь, способствует развитию речи.
Мы с воспитанниками используем:
Пластилинографию - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Организуя работу по развитию графических умений, важно следовать принципу «от простого к сложному».
Работа по формированию графических умений и навыков у дошкольников должна начинаться задолго до поступления в школу. Совершенствование умений управлять своими движениями, как мелкими, так и крупными, выполнять их разнообразно т. е. дифференцировано, точно, плавно, красиво или быстро, ловко, технически правильно, имеет своё продолжение и в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте