Елена Дерюгина
Роль игры в обучении детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Речь-это не только средство общения, передавать что-либо словами-устно или письменно.
Полноценное владение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений-основа формирования полноценного человека.
Логопед просто обязан заинтересовать ребенка так, чтобы ему захотелось принимать участие в коррекции речи. Поэтому занятия должны превратиться в увлекательную игру. Только в логопедии на занятиях необходимо многократно повторять и закреплять полученные результаты.
Публикация «Роль игры в обучении детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Игра в жизни маленького ребенка занимает особое место. Как загораются глаза ребенка когда ему предлагают отправиться: «В страну игры», «В страну сказок», «Сказочное путешествие», «На поиски сокровищ» и т. д.
В дошкольной психологии и педагогике накоплен значительный материал, который указывает на то, что игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра способствует развитию психических процессов, личностных черт, интеллекта ребенка.
Как же использовать в логопедической работе игры?
Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. А, почему?
1. Дети-дошкольники в основном своего дефекта речи не осознают. Некоторые не могут на слух различить правильное произношение от неправильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремиться от него избавиться. Поэтому, командным методом заставить ребенка заниматься не получиться.
2. Процесс постановки и автоматизации звуков-очень долгий и однообразный. Ребенок много раз должен повторять артикуляционные упражнения, предложения с определенным звуком, слова. Зачастую ребенок устает от однообразия и ему перестают нравиться занятия с логопедом. Поэтому игра должна быть основным видом деятельности ребенка на занятиях с логопедом.
На логопедических занятиях игры выполняют следующие функции:
- обучающие и развивающие игры (помогают обучать и усовершенствовать различные навыки);
- диагностическую (позволяют диагностировать различные проявления ребенка);
-терапевтическую (способствуют решению преодоления трудных моментов в обучении);
- коррекционную (позволяет вносить изменения в структуру личностных показаний ребенка);
-развлекательную (позволяет эмоционально разнообразить занятие, создать процесс познания более увлекательным)
В практической деятельности применяют следующие игровые технологии:
-подвижные игры с текстами;
- народные и хороводные игры;
-настольно-печатные и дидактические игры;
-игры-драматизации;
-игры-манипуляции;
-сюжетные пальчиковые упражнения;
-пальчиковые упражнения со звуковой гимнастикой;
-пальчиковые упражнения с самомассажем кистей и пальцев рук;
- самомассаж кистей и пальцев рук с колючим мячиком, грецкими орехами, массажными щетками, карандашами, упражнения с «Шарaми здоровья»;
-графические упражнения: соединения по точкам, дорисовка картинки, графический диктант, штриховка, продолжение ряда;
-предметная деятельность: рисование, игры с водой, с кинетическим пескoм, бумагой, глиной, пластилином;
-кукольные театры: перчаточный, варежковый пальчиковый, ростовые куклы;
-игры на развитие тактильного восприятия: «Чудесный мешочек», «Тактильный мешочек», «Узнай фигуру», «Найди пару» и т. д.
-игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
При помощи игровых приемo в занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать намного интереснее и продуктивнее если использовать: «Песочные часы», «Колокольчик», «Волшебные палочки», «Бусы», «Веселые гонзики», «Кубики Блумa» и др.
При проведении игр необходимо обратить внимание на соблюдение правила:
- простота, доступность, ёмкость и наглядность;
- выразительность проведения игр;
-оптимальное сочетание занимательности и обучения;
-необходимость включения педагога в игру;
-индивидуальный подход к каждому ребенку, предоставление возможности показать свои знания.
Поэтому логопед всегда должен находиться в поиске новых игр и методических предметов для oбучения детей с речевыми отклонениями. Это особенно актуально в наше время.