Анфиса Васильева
Роль художественной литературы в формировании личности ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
автор обозначил актуальность обращения к процессу ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста. Раскрыто значение литературных произведений в развитии личности дошкольников. Отмечена важность чтения книг с моральным содержанием и веселых книг. Проанализирована сказка К. И. Чуковского «Айболит».
Ключевые слова: художественная литература, веселая книга, сказка в стихах, дошкольный возраст.
Публикация «Роль художественной литературы в формировании личности ребёнка» размещена в разделах
Детство
– это возраст, когда все впечатления очень яркие. Прочитанные в эти годы книги производят такое сильное впечатление, что остаются в памяти на всю жизнь. Согласно ФГОС ДО одна из образовательных областей «речевое развитие» включает в себя знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы. Содержание образовательной области реализуется через восприятие художественной литературы.
Не вызывает сомнения тот факт, что художественная литература служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, но и оказывает влияние на развитие и обогащение их речи. Во многих методических пособиях подчеркивается роль детской художественной литературы в обогащении представлений ребенка о добре и зле, пробуждении и развитии социальных чувств, углублении жизненного опыта, формировании начатков мировоззрения и первоначальных основ социальной активности.
В период дошкольного возраста особое значение придается чтению книг с моральным содержанием, т. к. это способствует воспитанию у дошкольников смелости, сочувствия, отзывчивости, заботливого отношения к близким. Чтение подобных книг обязательно должно сопровождаться беседой. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. При правильной постановке вопросов у ребенка должно возникнуть желание подражать нравственным поступкам персонажей. Педагогам следует избегать моральных бесед и нравоучений по содержанию книг. Беседа должна вестись о поступках героев книги, а не о поведении детей. Само произведение силой художественного образа призвано оказать бльшее воздействие, чем любое морализирование.
В детском чтении особое место занимает веселая книга, способствуя воспитанию чувства юмора, т. к. чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, умением замечать смешное в жизни, понимать шутки окружающих и шутить самому, смеяться над собой. Заключенное в таких книгах остроумие доступно детям старшего дошкольного возраста.
Использование веселой книги в воспитании чувства юмора у старших дошкольников предполагает постепенное усложнение знакомства с комическим содержанием. Начинать его надо с чтения произведений, где ярко выражены комические ситуации, динамика действия, одушевление предметов. Затем возможен переход к более сложным произведениям, которые содержат комизм, основанный на нелогичности поступков, абсурдности высказываний, показе отрицательных качеств персонажей. Это связано с тем, что для раскрытия их комического содержания дети должны приложить больше умственных усилий. В веселом комическом произведении должен быть доступный и интересный ребенку сюжет. Важно, чтобы в художественной форме ребенок получил запомнившийся ему образ. Дошкольников также привлекают веселые стихи с их ритмом, рифмой и звучностью.
К числу веселых книг в стихах относятся известные всем с детства произведения К. И. Чуковского. Произведения этого автора способствуют расширению знаний ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм русского языка. Литературные произведения К. И. Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды.
Одним из произведений К. И. Чуковского, с которым знакомятся дети в дошкольном возрасте, является «Айболит». В основе поэмы-сказки лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же время очень интересной профессии – доктор (врач, лечащий людей и животных). В центре сюжета доктор Айболит, который является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к ближним, сильным героем, который идет к поставленной цели. Идеей сказки является факт исцеления добрым доктором Айболитом бедных, больных животных, живущих в далекой Африке.
В процессе чтения этого произведения дети знакомятся с характерными чертами главного героя. У себя на родине доктор Айболит сидит под деревом, к нему приходят лечиться разные животные. Он никому не отказывает в лечении, проявляя сочувствие к больным. Даже соглашается поехать в Африку лечить больных зверят. Мысль о том, что в далекой Лимпопо его ждут больные животные, не покидает его на всем пути следования в Африку. Сначала доктор самостоятельно преодолевает все препятствия: поля, леса, луга, ветер, снег, град. Эти погодные условия сломили его, и тогда ему на помощь приходят волки, кит, орлы, которые и помогли ему добраться до Африки. Эта помощь зверей говорит о взаимном доверии: доктор доверяет животным, и они ему в ответ верят и доверяют. В Африке доктор лечит животных: бегемотиков, тигрят, верблюжат. Доктор в сказке очень энергичный: на бегу может лечить животных, может не спать и не есть и не пить десять ночей подряд. Все действия доктора характеризуют его как бескорыстного человека. Единственной наградой за труд являются слова благодарности от животных.
Таким образом, мы полагаем, что ознакомление со сказкой К. И. Чуковского «Айболит» может оказать влияние на формирование личности детей дошкольного возраста в части понимания значимости профессии врача, проявления сочувствия и сострадания к больным.